Управление ФАС (УФАС) России по Петербургу 27 сентября приступит к рассмотрению дела о картельном сговоре на рынке детского питания, в котором заподозрили восемь компаний. Среди причастных к этой схеме ведомство видит администрацию Колпинcкого района и юридическое бюро «Авангард». Нарушения, по версии УФАС, происходили в 2016–2018 годах при проведении 29 конкурсов на организацию детского питания с начальной ценой контрактов более 650 млн рублей. На сентябрь 2018 года по контрактам выплатили почти 455 млн рублей, отмечает УФАС. В районной администрации «ДП» заявили, что конкурсы проводились в соответствии с законом.
По мнению антимонопольщиков, конкурсная документация готовилась таким образом, что победить в торгах могли определенные участники. Так, запрос коммерческих предложений направлялся в организации, цены которых были скоординированы между собой. Предполагаемые победители заранее получали от администрации информацию о лимитах финансирования по конкурсам. Участники торгов готовили свои предложения на конкурсы, согласовывая между собой цены.
Для победы сторонним участникам, поясняют в УФАС, требовалось существенно снизить цену своего предложения, более чем на 40%. В торгах, отмечает ведомство, также участвовала «группа поддержки» для создания видимости конкуренции.
Роль юридического бюро «Авангард», по мнению УФАС, заключалась в подготовке технического задания, подсчете баллов, подготовке протоколов рассмотрения заявок. Эту работу после получения администрацией Колпино коммерческих предложений «Авангард» проводил по поручению чиновников. Кроме того, по данным антимонопольного ведомства, победители торгов заключали с бюро договоры на юридическое обслуживание.
Анна Арутюнян, старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ, говорит о высоком уровне картелизации сферы госзакупок: «Подавляющее большинство дел о картелях — это дела о сговорах на торгах, которые зачастую касаются таких индустрий, как фармацевтика, дорожное строительство, детское питание и т. п. В этих сферах одним из основных потребителей является государство, которое использует конкурсные процедуры для закупки товаров».
Адвокат, руководитель группы антимонопольной практики Art de lex Кирилл Дозмаров, опираясь на пресс–релиз УФАС Петербурга, говорит, что юридическая компания была включена в схему для усложнения выявления картельного соглашения: «Достаточно экзотическая схема, поскольку обычно бизнес, создавая картель, стремится, чтобы информацией о картельном соглашении располагали как можно меньше лиц». Виктор Фадеев, старший юрист антимонопольной практики «Инфралекс», говорит, что если в 2017 году органами ФАС было возбуждено 332 дела, из которых сговоры на торгах составили 283 случая, то в 2018 году количество картелей увеличилось на 8%. Растет и число уголовных дел, возбуждаемых в отношении должностных лиц за заключение картельных соглашений: в 2016 году их было только три, а в 2017–м — уже девять. При этом Виктор Фадеев отмечает, что антимонопольным ведомством разработана система мониторинга, выявляющая признаки сговора на торгах: «Система постоянно модернизируется, о чем свидетельствует ежегодное увеличение выявленных случаев антиконкурентных соглашений».
Дмитрий Маракулин