2 марта 2016
О сроках рассмотрения законопроекта о внедрении антимонопольного комплаенса на президиуме ФАС | комментарии Анны Нумеровой, «Коммерсант»

ФАС предлагает не простить, но скостить

и не торопится с решением тарифного вопроса

Основным способом тарифного регулирования должен стать метод бенчмаркинга, или сопоставимых рынков, заявил вчера на коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) ее глава Игорь Артемьев. На написание методических актов по новым принципам службе понадобится еще два-три года. В ближайших же планах службы — проект закона об антимонопольном комплаенсе, системе предупреждения нарушений законодательства о конкуренции в крупных компаниях. Впрочем, ответа на вопрос, получат ли компании скидки на уплату антимонопольных штрафов, у ФАС пока нет.

Вчера в ходе коллегии ФАС ее глава Игорь Артемьев прокомментировал детали продолжающегося разворота в тарифной политике, обещанного им полгода назад, когда служба монополизировала контроль над ней. Напомним, летом 2015 года ФАС поглотила Федеральную службу по тарифам (ФСТ), получив полномочия тарифного регулятора, с тех пор ее руководство неоднократно декларировало отказ от прежних принципов установления тарифов.

Вчера господин Артемьев заявил, что основным принципом тарифообразования для госмонополий должен стать "метод бенчмаркинга, или сопоставимых рынков". Принцип же "инфляция минус", о революционном переходе к которому глава ФАС неоднократно заявлял в течение 2015 года, теперь, по его словам, будет лишь "одним из обязательных методов" тарифного регулирования. Идея ограничения роста тарифов госмонополий уровнем инфляции была нацелена на запуск экономического роста в отраслях, являющихся их потребителями, в отличие от применявшегося ФСТ ранее подхода "затраты плюс", гарантировавшего фиксированную прибыль инфраструктурным компаниям. В последний раз об "инфляции минус" Игорь Артемьев вспоминал в декабре на встрече с представителями РСПП, но столкнулся с протестами крупного бизнеса. Впрочем, ФАС дает понять, что концепция может еще не раз измениться: на написание новых методических актов, включающих "понятные трактовки" и "закрытые списки" параметров тарифов, службе потребуется еще два-три года, сообщил руководитель ведомства.

Описывая подходы службы ко второй ее задаче, защите конкуренции, господин Артемьев посетовал, что у ведомства не хватает сил и ресурсов на все намеченные цели. ФАС собирается преследовать злостных нарушителей и активно идти на мировые соглашения с компаниями, готовыми менять поведение на рынках. Также ФАС планирует заниматься внедрением антимонопольного комплаенса — системы внутреннего предупреждения антиконкурентных нарушений, законопроект об этом практически готов. В середине марта он может быть рассмотрен на президиуме ФАС, рассказала "Ъ" партнер ЕПАМ Анна Нумерова.

Как сообщил "Ъ" руководитель группы антимонопольной практики Goltsblat BLP, член генсовета НП "Содействие развитию конкуренции" Виталий Дианов, речь идет об одновременной правке закона о защите конкуренции и Кодекса об административных правонарушениях — в последнем предполагается предусмотреть возможность снижения штрафа при наличии у компании системы предупреждения антимонопольных нарушений. Впрочем, будет ли скидка и в каком объеме (обсуждаются снижение штрафа до минимального и сокращение его на 12,5%), пока не решено, говорит господин Дианов.

Смягчение ответственности при наличии комплаенс-практик применяется в ряде стран ЕС, Австралии и Канаде, хотя на уровне Евросоюза его пока нет, говорит старший юрист Debevoise & Plimpton Анна Максименко. По данным аналитического центра при правительстве, в Великобритании и Франции наличие комплаенс-практики позволяет снизить штрафы на 10%, в Италии — на 15%. Как отмечает старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков, в российских условиях создавать такие департаменты может быть выгодно "постоянным клиентам" ФАС — крупным сырьевым, энергетическим и транспортным компаниям, заинтересованным в договоре с ФАС о "пределах свободы".

Софья Окунь

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ