Закон о банкротстве меняют постоянно. Бывают и небольшие корректировки, и серьезные поправки. Мы попросили юристов назвать самые важные изменения последних лет и не только полезные. Чаще всего вспоминали внесудебное банкротство и «антиковидный» мораторий. Много непонятного с цифровыми деньгами, которые могут включаться в конкурсную массу. Актив, конечно, интересный, но как продавать его на торгах, до сих пор неясно. Есть и прокредиторские поправки. Например, контролирующих банки лиц теперь сможет определять ЦБ РФ.
За 19 лет существования закона о банкротстве в среднем каждый год в него вносят изменения минимум шестью законами. В последнее время скорость гораздо выше. До конца 2021-го еще несколько месяцев, а банкротные нормы поменяли уже шесть раз. [...]
Вводили «упрощенное» банкротство для того, чтобы снизить нагрузку на суды и повысить «доступность и эффективность банкротства для граждан». Именно эти цели депутаты указали в пояснительной записке. Но надежды государства на новый институт пока не оправдались, говорит Денис Голубев, советник судебно-арбитражной практики ЕПАМ. К концу июня 2021-го граждане подали около 11 000 заявлений. Больше 60% из них возвращены.
«Причина высокого процента возвратов заявлений — в сложных условиях введения процедуры и непосильных для людей формальных требованиях к документам. Целевая аудитория этого института — люди, которые рассчитывают на бесплатное банкротство без затрат на юристов.» - Денис Голубев, советник судебно-арбитражной практики ЕПАМ.
Минэкономразвития хочет увеличить максимальный порог до 1 млн руб. Это хорошо, считает юрист. Правда, есть риск, что тогда под внесудебное банкротство попадут ипотечные долги. Но их можно вывести из-под действия процедуры, добавляет Голубев.
Бывает, приставы затягивают с решением о возврате исполлиста. А иногда и вовсе оканчивают производство по другим основаниям, хотя у должника нет имущества, добавляет Голубев.
А вот Голубев уверен, что эффективность нормы можно оценить уже сейчас. Мораторий позволил избежать лавины банкротств в кризисном 2020 году, уверен юрист.
А с июля 2021 года Банк России ведет список лиц, контролирующих кредитные, страховые организации и негосударственные пенсионные фонды. Он даже сам может объявить гражданина или компанию контролирующим лицом, говорит Голубев. Если такая компания обанкротится, будет действовать презумпция, что лица из списка Центробанка контролировали должника. Теперь привлечь КДЛ к субсидиарной ответственности станет существенно легче, уверен юрист.[...]
Екатерина Коробка, https://pravo.ru/story/234409/