Норвегия зря ловила русских рыбаков.
Обвинения в незаконном промысле с них сняты
Верховный суд Норвегии согласился, что требования, предъявляемые министерством рыбного хозяйства Норвегии к судам других государств, необоснованны и арест и наложение штрафа на российские суда незаконны.
Как вчера стало известно Ъ, Верховный суд Норвегии снял обвинения с экипажей и владельцев российских рыболовных судов "Капитан Горбачев" и "Дмитрий Покрамович". Норвежская сторона арестовала суда в 2005 году, заподозрив экипажи в нарушении правил рыболовства. Российская сторона доказала свою невиновность.
Судно "Капитан Горбачев", принадлежащее Архангельскому траловому флоту (АТФ), и траулер "Дмитрий Покрамович" мурманской компании ЗАО "Мурманрыбпром" были задержаны 24 октября 2005 года в районе архипелага Шпицберген. Произошло это в тот момент, когда в районе острова Медвежий улов с "Дмитрия Покрамовича" перегружали на транспортное судно "Капитан Горбачев". Норвежский корабль береговой охраны препроводил суда в порт Тромсе.
Норвегия обвинила капитанов судов в не санкционированной норвежскими властями перегрузке рыбы с борта на борт. Дело в том, что, согласно правилам, принятым в январе того же 2005 года между Норвегией и Россией, рыболовные суда обязаны сообщать норвежским властям о своем приближении за 24 часа, чтобы инспекторы смогли проверить, какую рыбу они перевозят, ее происхождение и пункт назначения. "Эти меры связаны с ростом браконьерства",-- заявляла норвежская сторона. Тем самым, сочли в береговой охране, экипажи "Капитана Горбачева" и "Дмитрия Покрамовича" нарушили рыболовное законодательство Норвегии. Норвежские власти предъявили владельцам задержанных судов штрафные санкции на $768 тыс. Суда были отпущены под залог -- 500 тыс. норвежских крон за "Дмитрия Покрамовича" и 360 тыс. крон за "Капитана Горбачева" (в целом около $350 тыс.).
Российская сторона сразу же обжаловала действия норвежских властей в суде города Тромсе. Владельцы российских судов не признавали свою вину. Изначально спор возник и о том, в чьих водах работали траулеры. Пользуясь Международной конвенцией по морскому праву, Норвегия объявила своими территориальными водами 12-мильную зону у островов. А россияне норвежской территорией признавали трехмильную зону, остальное считая международными водами. Но позже, уже в ходе развернувшегося судебного процесса, спора о принадлежности вод не возникало: стороны признали, что инцидент произошел в норвежских водах.
Однако правила, установленные Норвегией для работы в водах Шпицбергена, российская сторона считает незаконными. Как пояснил адвокат Аркадий Краснихин, старший юрист адвокатского бюро "ЕПАМ", представлявшего в процессе интересы АТФ, еще в 1920 году был принят Международный договор о Шпицбергене, согласно которому у всех государств, занимающихся рыболовством в этой зоне, одинаковые условия промысла.
Суд норвежского города Тромсе в апреле 2006 года подтвердил незаконность наложения штрафа на российские суда. Норвежская береговая охрана обжаловала это решение, и оно было отменено. Дело дошло до Верховного суда Норвегии, который на днях пересмотрел вопрос и счел решение суда Тромсе правильным. Тем самым согласившись, что требования, предъявляемые министерством рыбного хозяйства Норвегии к судам других государств, необоснованны и арест и наложение штрафа на российские суда незаконны.
"Теперь Норвегия должна вернуть владельцам судов сумму, уплаченную в 2005 году в качестве залога,-- сообщил Ъ гендиректор адвокатского бюро 'ЕПАМ' Дмитрий Афанасьев.-- Что касается правил рыболовства в водах Шпицбергена, то, возможно, они в скором времени будут пересмотрены Норвегией. И это поможет российским рыбакам впредь избежать необоснованных обвинений". Адвокаты не исключают, что компании--владельцы судов подадут иск к правительству Норвегии и о возмещении убытков, полученных при их простое из-за незаконного ареста.
Марина Ъ-Лепина