Как следует из проекта постановления Минюста России, автоматизированная система правовой статистики будет включать сообщения о преступлениях, а также информацию о следственной работе, дознании и прокурорском надзоре.
По мнению одного из экспертов, система ГАС ПС важна для оперативного ознакомления с информацией и исключения ситуаций удаления процессуальных документов из материалов дела. Также она позволит оперативно анализировать статистику как по преступности в целом, так и по отдельным категориям преступлений. Другой выразил опасения, что такая система может со временем превратиться в «палочную систему» нового уровня и инструмент глобального контроля. Член Совета ФПА Елена Авакян отметила, что принятие постановления и создание такой государственной автоматизированной системы станут несомненным и большим благом.
31 августа Минюст России представил на общественное обсуждение проект правительственного постановления об утверждении положения о государственной автоматизированной системе правовой статистики (далее – ГАС ПС).
Содержание проекта
Как следует из содержания документа, система представляет собой единую централизованную систему сбора, обработки, хранения и использования сведений для осуществления Генпрокуратурой России единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также сообщений о преступлениях, следственной работе, дознании и прокурорском надзоре.
Разработанный Минюстом проект определяет задачи, принципы создания, функционирования и развития ГАС ПС, ее структуру и основные функции, а также участников информационного взаимодействия и их полномочия. Так, оператором системы планируется назначить Генпрокуратуру, которая будет ответственна за ее создание, ввод в эксплуатацию, бесперебойное функционирование, а также хранение и защиту данных. В качестве обладателей информации указаны госорганы, осуществляющие полномочия в сфере уголовного судопроизводства, органы прокуратуры, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и суды общей юрисдикции, а также иные федеральные госорганы и органы исполнительной власти.
Планируется, что ГАС ПС будет пополняться электронными документами с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. При отсутствии такой подписи информация будет предоставляться на бумажных носителях, маркированных специальным штрихкодом. Содержащиеся в системе сведения отнесены к информации ограниченного доступа, за исключением ряда случаев. Порядок доступа к данным, содержащимся в закрытом контуре ГАС ПС, будет определяться оператором системы по согласованию с обладателями такой информации.
На сайте Минюста отмечается, что реализация проекта позволит разработать единое хранилище всей первичной информации, создать платформу для объединения информационных ресурсов в сфере уголовно-правовой статистики, а также обеспечить прозрачность, достоверность и полноту учетных сведений о преступлениях на всех этапах уголовного судопроизводства – от сообщения о совершенном преступлении до вынесения судебного решения. «Создание ГАС ПС должно изменить существующую ориентацию на устаревшие способы сбора и анализа данных, ввести унифицированные форматы обмена статистической информацией. Главной целью создания системы является разработка единого хранилища всей первичной информации и создание интеграционной платформы для объединения информационных ресурсов в сфере уголовно-правовой статистики. После ее внедрения заинтересованным государственным органам будут доступны статистические данные, необходимые для принятия управленческих решений», – сообщается в пояснительной записке.
Общественное обсуждение проекта продлится до 14 сентября.
Напомним, 28 декабря 2019 г. Президент РФ подписал закон, закрепляющий новый способ обработки статистической информации посредством использования государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС) (Закон № 487-ФЗ), о проекте которого писала «АГ».
Закон закрепил за Генпрокуратурой полномочия по сбору данных о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, результатах следственной работы, дознания и прокурорского надзора, а также публикации выбранных данных в Интернете.
Эксперты прокомментировали проект
Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов в комментарии «АГ» пояснил, что проект постановления об автоматизированной системе правовой статистики вводится во исполнение Закона о прокуратуре в РФ, в ст. 51 которого содержится упоминание о ГАС ПС. «Подобные системы учета существуют, в частности, в МВД – в виде сводок происшествий и книг КУСП, они также разработаны в Суддепартаменте при ВС, который ежегодно публикует статистические отчеты по всем уголовным делам, из которых, в частности, следует, что процент оправдательных приговоров угрожающе стремится к нулю», – отметил он.
ГАС ПС, добавил эксперт, представляет собой базу данных и технологическую структуру, в которую будут вноситься все уголовные дела – от подачи заявления в правоохранительные органы до вынесения судом решения по делу. «С одной стороны, система сможет предоставлять оперативный мониторинг ситуации по уголовным делам по всей стране, однако со временем рискует превратиться в "палочную систему" совершенно нового уровня и инструмент глобального контроля, когда малейшее отклонение от общей статистики в целом по России в сторону увеличения оправдательных приговоров может привести к отставке руководства правоохранительных органов или прокурорским проверкам в целом по конкретному субъекту РФ. Как разработки в области ядерной физики становятся в итоге основой разработки "мирной" атомной энергии или оружия массового поражения, так и автоматизированная система правовой статистики может быть использована двояко», – выразил опасения Филипп Шишов.
Старший партнер АБ «МАГРАС», руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева убеждена, что система ГАС ПС важна для оперативного ознакомления с информацией и исключения ситуаций удаления процессуальных документов из материалов дела. «Она также предполагает хронологическое движение документации, что должно исключить возможность оформления документов, связанных с изменением процессуального статуса, продлениями срока расследования и некоторыми мерами процессуального принуждения, "задним числом". Это обеспечивает соблюдение надлежащей дисциплины по делу, а также предотвращает попытки "скрыть" привлеченное в качестве обвиняемого лицо, чтобы впоследствии исключить возможное признание за ним права на реабилитацию. Все это в совокупности способствует соблюдению требований закона при принятии процессуальных решений, в том числе при привлечении лица в качестве обвиняемого», – полагает она.
Эксперт назвала значимым и то, что благодаря системе, которая в пилотном режиме уже действует в некоторых регионах, можно оперативно анализировать статистику как по преступности в целом, так и по отдельным категориям преступлений. «В этой части необходима дополнительная проработка, – считает Екатерина Авдеева. – Так, например, до сих пор даже с использованием ГАС ПС мы не можем получить реальной статистики по "предпринимательским" составам преступлений. Система должна оказывать положительное влияние на надлежащее расследование и надзор, но при этом необходимо совершенствовать и дорабатывать карточки учета. Кроме того, сейчас необходимо оформлять и электронные карточки в ГАС ПС, и бумажные в информационно-аналитический центр, что создает дополнительную нагрузку, поэтому целесообразно подумать над оптимизацией этих процессов».
«Еще один огромный шаг к реализации Программы "Государство как платформа"»
В комментарии «АГ» член Совета ФПА РФ Елена Авакян отметила, что принятие постановления и создание такой государственной автоматизированной системы станут несомненным и большим благом. «Безусловно, в России существовал и существует сейчас целый ряд систем, отвечающих за сбор и обработку статистической отчетности в области уголовного процесса, включая уголовное судопроизводство, однако, к сожалению, уровень статистического учета в области учета количества преступлений и сообщений о них остается недостаточно высоким, степень прозрачности и "прослеживаемости" статистических данных в этой сфере минимальна, – считает она. – Если, как заявляется разработчиком проекта, предлагаемая система станет всеобъемлющей, в ней действительно будут отражаться абсолютно все поступающие сообщения о преступлениях (а в дальнейшем – совокупность всех причин, по которым одни уголовные дела возбуждаются, а по другим следует отказ в возбуждении) и, наконец, все этапы движения производства по уголовному делу вплоть до исполнения приговора и направления дела в архив, – это позволит получить полноценную, открытую и анализируемую базу статистических данных о работе правоохранительной системы».
По мнению Елены Авакян, название «Система правовой статистики» не совсем корректно, так как речь идет не о всей статистике, а об узко направленном сегменте учета преступлений. «Очень хотелось бы, чтобы этот процесс был взаимоувязан с глобальным изменением системы нумерации уголовных дел, в том числе рассматриваемых в судах общей юрисдикции. Как бы ни велась статистика, для ее адекватного отражения все равно необходимы номера дел, чтобы каждое дело и каждое сообщение, поступающие в правоохранительные органы, приобретали уникальный номер, соотносились в течение всего "срока жизни" дела (если оно становится таковым), до момента списания в архив. Все процессы в виде объединения или разъединения, которые могут происходить с уголовным делом, должны быть организованы так, чтобы все эти номера сохранялись и были прослеживаемы», – подчеркнула член Совета ФПА.
Елена Авакян добавила, что еще пять лет назад это было затруднительно из-за огромного массива информации (объем сообщений о преступлениях в разы превышает количество возбужденных уголовных дел, до суда доходит еще меньше). «К сожалению, "палочная" система учета работы ОВД заставляет искусственно накручивать этот "вал". Разрабатываемая система будет противодействовать любым злоупотреблениям в этой части – все документы и сообщения, поступающие в систему, будут прослеживаемы и "прозрачны". Создание Единой ГИС – еще один глобальный и правильный шаг к реализации полноценного общего платформенного учета всей деятельности органов государственной власти и всех событий, связанных с госуправлением, то есть еще один огромный шаг к реализации Программы "Государство как платформа"», – подытожила Елена Авакян.
Зинаида Павлова, Адвокатская газета