В октябре прошлого года Минюст представил новый проект концепции регулирования российского юррынка. Обновленный документ подразумевает постепенный переход к «адвокатской монополии», который должен состояться к 1 января 2023 г. На ПМЮФ-2018 представители Минюста рассказали о тех стимулах, которые получат практикующие юристы при переходе в адвокатуру и тех правилах, по которым будут работать ильфы.
Министр юстиции РФ Александр Коновалов озвучил главную причину необходимости реформирования отечественного юррынка. По его словам, за последние годы в нашей стране появился широкий класс юристов, которые оказывают услуги низкого качества. С одной стороны, население озаботилось тем, чтобы качественной обезопасить те отношения, где существенную роль играет право, отметил он: «Но с другой стороны, граждане в РФ порой до конца не понимают, как важно качество юруслуг. И реформа должна в первую очередь устранить эту проблему».
Реформа юррынка будет идти поэтапно и максимально комфортно для всех участников процесса, заверил глава Минюста: «Все изменения произойдут постепенно, чтобы юрфирмы успели соориентироваться в новой правовой реальности. Никто не заинтересован в том, чтобы выгнать из страны лучших иностранных юристов». Нам очень важно сохранить этих специалистов с их опытом и потенциалом, подчеркнул Коновалов. В любом случае, правила по оказанию юруслуг в России иностранцами станут максимально близкими к общемировым стандартам, пояснил докладчик.
Опыт коллег из других государств
Если в России реформу юррынка еще предстоит провести, то в некоторых соседних странах подобные изменения уже произошли. Так, в Белоруссии с 2013 года интересы физлиц в суде вправе представлять только адвокаты, законные представители, близкие родственники и супруги. Интересы юрлиц – адвокаты, руководители, уполномоченные по доверенности работники. То есть существует фактическая монополия на представительство адвокатов в части физических лиц.
Министр юстиции республики Беларусь, Олег Свижевский сообщил, что в рамках реформы они ввели упрощенный (безэкзаменационный) порядок для вхождения в адвокатуру для юристов, которые проработали в отрасли 5 лет и более. Для тех, кто работал юристом меньше этого срока, предусмотрели сокращенное вступительное испытание. Докладчик объяснил необходимость введения адвокатской монополии на судебное представительство тем, что государству было необходимо эффективнее контролировать добросовестность работы юристов.
Реформа рынка юруслуг идет и в Китае. Об этом рассказал замминистра юстиции этой страны, Дженью Лью. Он подчеркнул, что в рамках этой работы власти хотят повысить адресность и доступность юридической помощи для населения. При этом сами изменения проходят отдельно в области нотариата, судебной экспертизы и рынка юруслуг. Вся перечисленная работа происходит в разных направлениях, отметил докладчик. Начиная от привлечения адвокатов в качестве посредников для разрешения гражданских и коммерческих споров, заканчивая введением стимулов для юристов, которые оказывают услуги жителям села. Вместе с тем, китайский рынок юруслуг не закрывается и для иностранных юрфирм, подчеркнул Лью.
Как изменится россйиский юррынок
Но больше всего участники дискуссии говорили о предстоящей реформе российского юррынка. Заминистра юстиции Денис Новак сразу заверил собравшихся, что без ограничений смогут выступать в суде работники НКО, близкие родственники, законные представители и те, кто оказывает юрпомощь бесплатно. Ведь наша цель урегулировать рынок платных юруслуг подчеркнул докладчик: «Правозащитная деятельность сюда не попадает. И этим наш подход отличается от инициативы Верховного суда допускать в суд только лиц с юридическим образованием».
- Не возникнет ли в такой ситуации серый рынок юруслуг? - поинтересовался модерадор обсуждения, главный редактор "Право.ru", Борис Болтянский.
- Хуже точно не будет, серый рынок существует и сейчас. Тот, кто будет оказывать услуги бесплатно не сможет взыскать гонорар за свою работу и тд. А возможно даже стоит предусмотреть уголовную ответственность за такой обман: когда под видом бесплатной помощи будет платная, - отметил замминистра юстиции РФ.
Новак отметил и то, что модель концепции, по сути, не вводит полную адвокатскую монополию: «Она если и появится, то очень ограниченная». Никакой «принудиловки» по вступлению в адвокаты тоже не будет, заверил заминистра юстиции. Зато докладчик пообещал привлекательные опции практикующим юристам не переходном этапе: «Юркомпаниям получится без всяких реорганизаций получить статус адвокатских образований». Мы исходим из важности соблюсти интересы потребителей, чтобы клиентам не пришлось менять юркомпании, с которыми они привыкли сотрудничать долгие годы.
Мнение о концепции от лица юридического сообщества выразил Дмитрий Степанов, партнер АБ ЕПАМ. По его словам, в первоначальной версии документ представлял большие опасения. Однако в итоге Министерство перешло от позиции «Мы лучше знаем, как вам жить» и стали прислушиваться к представителям юррынка, подчеркнул юрист. По его мнению, представленная сейчас версия концепции наполнена нормами «по умолчанию»: "Документ представляет собой удобный набор опций". Он уверен и в том, что транзит в адвокатские формы прописан максимально либерально.
Юррынку не станет хуже и в налоговых вопросах, объяснил Новак: "А может даже будет лучше". Управляющий партнер "Пепеляев Групп", Сергей Пепеляев рассказал, что налоговую часть концепции формировала рабочая группы из представителей нескольких крупных юрфирм. В итоге эксперты выработали три главных подхода в этом вопросе: 1) Удобство - исходя из принципа "Не навреди". 2) Равенство – чтобы налоги максимально прозрачно платили все участники юррынка. 3) Справедливость – условия для адвокатов не должны быть хуже, чем для представителей других самозанятых профессий.
В конце обсуждения Новак рассказал, как складывается ситуация вокруг регулирования деятельности ильфов: "Мы решили исключить из текста концепции пункт о запрете косвенного контроля над адвокатскими образованиями со стороны иностранных лиц. Признали избыточной эту новеллу. Да и тяжело будет выявлять косвенный контроль". Отказался Минюст и от принципа взаимности. Одним словом, самое главное, чтобы правила работы на российском юррынке были равными для всех, резюмировал Новак: "Наш правопорядок сейчас более благоприятный для западных юрфирм. А мы хотим привести всех к одинаковым конкурентным условиям".
Алексей Малаховский, Право.ru