24 марта 2020
О правовых последствиях пандемии в сфере защиты прав потребителя | комментарии Веры Рихтерман и Александры Медниковой для РАПСИ

Фитнес-клубы, бассейны, театры, музеи и другие спортивные, культурные и досуговые учреждения закрыли свои двери для посетителей в связи с карантином. Можно ли вернуть деньги за билеты и абонементы, как бизнес пытается в сложившихся условиях соблюдать права своих клиентов и не разориться, ждут ли суды массовые разбирательства после снятия карантина — эксперты рассказали РАПСИ о правовых последствиях пандемии в сфере защиты прав потребителя.

Досуг уходит в онлайн 

Спортивный сетевой бизнес также молниеносно отреагировал на постановление главного санитарного врача Москвы Елены Андреевой о закрытии фитнес-клубов и бассейнов, как до этого столичные культурные учреждения. Новый тренд карантинной Москвы: занимаемся спортом, смотрим спектакли и посещаем музеи онлайн.

При этом большинство организаций открыли доступ к развлечениям для всех желающих, а не только владельцам абонементов или билетов. Эксперты считают, что, перейдя в онлайн, бизнес хочет снизить свои финансовые риски, ведь потребитель будет вправе просить возместить невыполненные услуги.

Согласно 32 статье Закона о защите прав потребителей (ЗПП) клиент может прекратить договор с клубом в любое время и потребовать возврат денежных средств за еще неоказанные ему услуги, напоминает юрист судебно-арбитражной практики адвокатского бюро ЕПАМ Александра Медникова.

Кроме того, Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает возможность расторжения договора в силу существенного изменения обстоятельств. Поэтому закон остается на стороне потребителей и дает им право требовать возврата уплаченных денежных средств за неоказанные услуги, поясняет Медникова. 

«В сложившейся ситуации большинство организаторов проявляют социальную ответственность и сами предлагают заморозить сроки оказания услуг. Такое поведение полностью соответствует основам законодательства РФ и сохраняет за потребителями право возврата денег, однако количество обращений приобретателей с требованием о прекращении оказания услуг существенно снижается», — отмечает юрист.

Адвокат коллегии адвокатов «СЕД ЛЕКС» Валерия Аршинова напоминает, что из-за невозможности выполнить основные обязательства организации, продавшие билеты на предстоящие мероприятия, имеют законное право предоставить зрителям иные услуги. 

«Например, владельцам абонементов на футбольные матчи была предоставлена возможность просмотра спортивных каналов ограниченного доступа», — рассказала она.

А вот Большой театр пошёл по-другому пути и объявил о возврате денег за билеты на спектакли, которые были запланированы с 17 марта по 10 апреля, напомнила адвокат.

Непреодолимая сила

У бизнеса все же есть некоторые правовые способы защиты своих интересов.

После возвращения к привычному образу жизни — открытия театров, фитнес-клубов, да и, собственно, судов — установленные государственными органами ограничения в работе подобных организаций могут быть квалифицированы, как обстоятельство непреодолимой силы, считает Вера Рихтерман – партнер судебно-арбитражной практики бюро ЕПАМ.

При этом она отмечает, что пока следует взять паузу и дождаться разъяснений профильных органов власти для понимания всей ситуации. 

«Очевидно, что выигравших от ситуации с пандемией не будет, все компании будут нести колоссальные убытки», — указывает Рихтерман.

Арендные уступки 

Спасти бизнес может и сложившаяся в мире тенденция по снижению арендных ставок во время пандемии, которую подхватили некоторые отечественные арендодатели, рассказала Медникова.

«Для снижения нагрузки на бизнес предприниматели начинают требовать снижения арендных ставок у собственников помещений в связи со снижением посещаемости заведений, а также изменением экономической ситуации. Ряд предпринимателей в Москве уже пошли на уступки для своих арендаторов: снизили размер платы, отменили фиксированный размер и перешли на процент от оборота заведения, либо в принципе предложили определить размер арендной платы позднее. Такие бизнес-решения демонстрируют социальную ответственность бизнеса», — отмечает юрист.

Ответственность за нарушения

Ко всем учреждениям, нарушившим приказ главного санитарного врача, и продолжившим работать подпольно, может быть применена административная и уголовная ответственность, отмечают эксперты. 

Адвокат Сергей Купрейченко уточняет, что здесь будет работать та же статья, что и для нарушивших карантин граждан — 236 УК РФ (Нарушение санитарно-эпидемиологических правил), которая предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы. 

«Однако необходимо учитывать, что доказать причинно-следственную связь вспышки заболевания или даже смерти человека из-за вируса с тайными занятиями фитнесом скорее всего будет достаточно сложно», — полагает адвокат.

По его мнению, энергию и труд правоприменителей сейчас гораздо лучше расходовать на обеспечение соблюдения постановления Андреевой, а не на поиск виновных.

Максим Коняев, агентство PR+Sport

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ