В Российской Федерации «благодаря» COVID‑19 оформилась нормативно-правовая база, регулирующая отношения государства, граждан и бизнеса в условиях активной борьбы с пандемиями. И эти законодательные новации, вероятно, останутся навсегда и будут применяться в новых случаях возникновения угрозы массовых заболеваний.
Поэтому представляется важным в своей деятельности учитывать новые правила, ведь они, бесспорно, влияют на оценку рисков бизнеса, особенно работающего в сфере ритейла. Очевидно, что возникновение любых эпидемиологических угроз будет заставлять ограничивать число социальных контактов, если это способствует распространению инфекционной угрозы.В российском законодательстве были проработаны вопросы применения режима повышенной готовности, при объявлении которого региональные органы власти вправе ограничивать функционирование мест скопления людей (в том числе торговых точек, мест предоставления развлекательных услуг населению и т. д.), свободу передвижения (самоизоляция, которая не является карантином) и т. д. Был уточнен список жизненно важных товаров, продажа которых не будет ограничиваться.
При этом в правоприменительной практике мы наблюдали некую развилку в установлении этих ограничений. В частности, с позиции федеральных органов
власти было получено четкое указание: продажа товаров народного потребления при реализации товаров первой необходимости возможна. С другой стороны, отдельные регионы после отмены указа Президента России, которым устанавливались нерабочие дни, запрещали реализацию любых товаров, не включенных в перечень жизненно важных. Порой это приводило к парадоксальным ситуациям: в период активного прироста новых случаев заражения COVID‑19 торговле разрешалось реализовывать товары народного потребления вместе с товарами первой необходимости, а когда ситуацию уже взяли под контроль, продавать что-либо, помимо товаров первой необходимости, запретили. Впрочем, надо признать, такой логикой руководствовались лишь отдельные субъекты страны.
Еще один урок пандемии: стало понятно, что в части введения ограничений ключевую роль отныне будут играть органы Роспотребнадзора. Именно они задают общую канву подлежащих установлению ограничений, решают вопросы их поэтапной отмены, исходя из эпидемиологической ситуации в конкретном регионе. Поэтому при возникновении любой ситуации особое внимание надо обращать на активности именно этого ведомства.
Подробнее о «побочных эффектах» пандемии и рекомендациях по минимизации рисков привлечения к ответственности в полной версии статьи.
Автор: Андрей Тузов, старший юрист