Укрощение госактивов: правовые нюансы "новой" приватизации и ее выгода для юристов
В России начинается новая приватизация: государство, желая компенсировать недоборы в бюджет из-за кризиса, избавится от активов целой группы компаний со своим участием. Потенциальных покупателей поставили в жёсткие рамки – уже объявлено, что ими смогут стать только российские юрлица и лишь те, кто при покупке обойдётся без займов из госбанков. Каковы юридические аспекты приватизационных ограничений, кто воспользуется шансом на передел государственной собственности и как юристы могут на этом заработать?
"Большая приватизация" от государства
В конце прошлого года в интервью телеканалу "Россия-24" министр финансов Антон Силуанов озвучил, сколько правительство собирается заработать на новой приватизации госимущества – 1 триллион рублей за два года. Заговорили об этом в высших эшелонах власти давно: планы по продаже акций компаний с госучастием правительство поддержало ещё в июле 2013 года. Предложения о том, как организовать процесс, в ноябре 2015 года внесло Минэкономразвития, а в начале 2016 года их одобрил и президент.
Приватизация должна принести деньги в бюджет на фоне падения доходов от продажи энергоресурсов. Власти по-прежнему сохранят контроль над стратегически значимыми предприятиями. Но список госкомпаний, акции которых частично или полностью пойдут на продажу, довольно объемный: по утвержденному в 2013 году плану государство полностью выйдет из корпорации "Роснано", "Ростелекома", аэропорта "Шереметьево". Сегодня речь уже идёт и о продаже "Транснефти", "Роснефти", "Аэрофлота", "Алросы". Когда будет утверждён окончательный список фирм-участников приватизации, пока неизвестно.
В прессе появились и имена возможных покупателей госактивов – среди них названы сенатор Сулейман Керимов и компания "Сургутнефтегаз" Владимира Богданова. "Учитывая незначительный интерес иностранных инвесторов к российским активам, связанный как с кризисной ситуацией в российской экономике, так и с геополитическими рисками, велика вероятность того, что к участию в добровольно-принудительном порядке будут приглашены российские бизнесмены верхнего эшелона", – комментирует Антон Самохвалов, партнёр КИАП. Для стратегических предприятий потенциальным покупателям придется получать соответствующее согласование Правительственной комиссии, напоминает Андрей Порфирьев, партнер Адвокатского бюро ЕПАМ: "Нельзя сбрасывать со счетов и такую форму приватизации, как прямая продажа стратегическому инвестору".
Хотя в приоритете могла быть продажа активов по максимальной цене (логично при не самой благоприятной экономической конъюнктуре), к потенциальным покупателям предъявлен целый ряд требований. Доверят госдолю в компаниях не каждому.
Только для своих
В "большой приватизации" смогут участвовать только российские юридические лица, сказал Владимир Путин на проведённом 1 февраля совещании, в котором кроме чиновников приняли участие руководители крупных компаний с госучастием. В зарубежных СМИ требование спровоцировало сомнения в том, что иностранных инвесторов вообще допустят к приватизации российских активов. В Кремле подчёркивают, что иностранные инвестиции только приветствуются: "Россия всегда была заинтересована в иностранных инвесторах, мы ценим наше сотрудничество с теми, кто продолжает работу на российском рынке, и мы заинтересованы в притоке новых инвестиций", – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
На деле же государство сможет контролировать приобретение пакетов акций значимых компаний иностранными инвесторами: соответствующие ограничения для иностранных инвесторов прописаны в законе о стратегических инвестициях. Согласно закону, они должны согласовывать с правительственной комиссией приобретение от 25 до 50 % акций российских компаний, которые относятся к числу стратегических (как, например, "Роснефть", "Башнефть" или "Алроса"), а также ставить её в известность о покупке 5 и более процентов акций. "Закон о приватизации, в отличие от старого закона, не предусматривает прямых запретов для иностранных лиц, включая зарегистрированных в офшорных юрисдикциях на покупку акций", – подтверждает Андрей Порфирьев. Но в том, что касается возможности участия в приватизации офшоров, вполне можно ожидать введения законодательного запрета в том или ином виде, полагает Антон Самохвалов.
Запрет иностранным юрлицам на участие в приватизации с юридико-технической точки зрения – это не только продолжающиеся, параллельно с деофшоризацией, усилия государства по сохранению и увеличению национального капитала в российской экономике, говорит Надежда Грязева, советник Dentons. "Государству минимальными законодательными усилиями проще заранее предотвратить такой затратный по времени и средствам контроль, как контроль происхождения прямых иностранных инвестиций. Оценить законность участия в приватизации российских дочерних обществ иностранных корпоративных структур, к которым иностранный собственник может прибегнуть в целях "обхода" подобного запрета, в текущий момент затруднительно в отсутствие конкретных законоположений",– поясняет Грязева.
Приватизация за свой счёт
Ещё одним ограничением для желающих купить госактивы станет запрет на использование при покупке средств госбанков. Такой подход, вероятно, должен предотвратить "псевдоприватизацию". "Скорее всего, это связано с восприятием средств таких банков, как государственные, и, как следствие, с нежеланием допустить ситуацию, при которой активы выкупаются частными лицами у государства за средства самого государства", – говорит Антон Самохвалов.
При этом ограничения не обязательно будут вводиться путем изменений в законодательство, поясняет Андрей Порфирьев: "Для того чтобы отсечь госсредства, путей предостаточно: это и деятельность представителей государства в советах директоров крупных компаний-покупателей, и ограничение направлений расходования госсредств, поступающих в качестве субсидий или взноса в уставный капитал, и т. д." С тем, что изменений в законодательство не потребуется, согласен и Антон Самохвалов: "Было высказано пожелание, которое, скорее всего, будет воспринято такими банками как руководство к действию и без законодательных ограничений – они просто не будут одобрять выдачу таких кредитов."
Что до возможностей действия компаний в рамках этого ограничения, то, с одной стороны, появится больше возможностей для финансирования сделок у частных банков, считает Самохвалов. Однако, с другой, учитывая высокую стоимость пакетов акций, которые планируется приватизировать, немногие частные банки будут способны профинансировать покупателей на такие суммы в одиночку, уверен он: "Очевидно, покупатели будут либо пытаться получить синдицированные кредиты в российских банках, либо кредитоваться в зарубежных банках."
Акцент на прозрачность
"Сделки должны быть экономически оправданными – приватизация не должна свестись к продаже госпакетов компаний по бросовым ценам", – сказал президент России Владимир Путин в ходе совещания по приватизации с руководителями крупных российских компаний. Власти проследят и за прозрачностью сделок – "серые схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей – недопустимо", – предупредил президент.
Запрет на офшоры закономерен, уверены эксперты. С одной стороны, такое условие отвечает политике деофшоризации и недопущению появления прямых иностранных собственников российских активов, сохранению российских активов как источников доходов под национальным фискальным и валютным режимом и контролем, поясняет Надежда Грязева. Запрет также способствует использованию рублей при организации финансирования приватизационных сделок, добавляет она: "Частный бизнес, как это принято считать, будет смотреть на приватизационные сделки с позиции экономической целесообразности (экономика приватизируемого объекта, цена приватизационной сделки, стоимость привлекаемого рублевого финансирования и т. д.), и с этой позиции возврат капитала может быть в некоторых случаях выгоден".
"Вероятнее всего, российские бизнесмены будут создавать в России компании специального назначения для приобретения приватизируемых активов, а впоследствии реструктурировать владение через иностранные структуры – встраивать такие компании в имеющиеся структуры", – предполагает Антон Самохвалов.
В целом, "ограничительный" подход экспертов не удивляет. "В последние годы приватизация госактивов во многом была связана с выстраиванием крупных государственных интегрированных структур (в ОПК, космической промышленности, геологии и др.) – по сути, речь шла о безвозмездной передаче активов в госхолдинги", – говорит Андрей Порфирьев. При проведении же "классической" приватизации в условиях, когда цены на российские активы невысоки, государство нуждается в приходе стратегических инвесторов, а не в перекладывании активов из одного государственного кармана в другой, и, тем более, не в кратковременном обогащении отдельных корпораций на колебаниях цен акций, объясняет он.
С другой стороны, не стоит воспринимать озвученные запреты как нечто неизменное. Отмена действующих ограничений – нормальная практика, напоминает партнёр юридической компании "ЮСТ" Александр Боломатов: "Определённые ограничения были установлены. Возможно, потом сочтут целесообразным какие-то ограничения отменить, и от этого выиграют все. Хотя последнее будет возможно только если это будет прозрачная приватизация."
Положительный эффект: как юристы заработают на приватизации
Приватизация, поставленная в жёсткие рамки, прибавит работы юристам. На это никто не жалуется – для юристов приватизация – большая радость, признаёт Александр Боломатов. По его словам, дополнительную работу в связи с приватизацией получат и юристы-инхаусы, и консультанты, и судебные юристы: "В любом случае, в первую очередь это, конечно, работа государственным юристам, работающим внутри компаний. Тем же, кто будет покупать госимущество, потребуется провести проверки, due diligence, возможно, будут споры".
"Думаю, что озвученные властями запреты означают, что готовятся к продаже действительно "лакомые" куски государственной собственности", – говорит Порфирьев. Раз речь идет об акциях крупных компаний, включая стратегические, значит у юристов будет громадный фронт работ по линии антимонопольных процедур, уверен он. Будут юристы задействованы и при выборе новых собственников компаний: "Большая работа предстоит и по раскрытию всей необходимой информации для принятия государством решения о продаже активов стратегическим инвесторам," – уверен Порфирьев. Придется работать и со структурированием с использованием российских компаний, помогать клиентам выполнять условия приобретения активов, получать синдицированные кредиты на покупку активов, добавляет Антон Самохвалов.
"Помимо правовой оценки практических последствий для покупателей рассматриваемых новых позиций государства по условиям участия в приватизации, юристам потребуется вспомнить и предупреждать отрицательные правовые практики, сложившиеся в истории предыдущих приватизаций в России, – добавляет Надежда Грязева из Dentons. – В свете реформы Гражданского кодекса РФ и попыток судебного сообщества практически применять принцип добросовестности в гражданских отношениях, такие старые "схемы" как участие двух аффилированных лиц в качестве участников приватизационного аукциона с последующей победной одного из них, заявившего покупку по стартовой цене и не сделавшего ни одного шага аукциона, и отказом другого участника от участия, должны остаться только историей 1990-х."
Если же говорить об общей оценке приватизации, то ожидания в целом положительны. "Государство всегда неэффективный собственник, не имеет того стимула на развитие бизнеса, имеет другие задачи, поэтому весьма вероятно, что приватизация даст положительный эффект, – считает Павел Ивченков, юрист компании "Деловой фарватер". – Впрочем плюсов от приватизации ждать быстро не стоит, тут много зависит от востребованности той продукции, что производит предприятие, и его текущего состояния."
Автор: Ирина Кондратьева