1 февраля вступает в силу новый закон «О синдицированном кредите…», расширяющий правоспособность специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ). Такие общества получают право становиться кредиторами в рамках синдикатов, а также выпускать программы обеспеченных денежными требованиями облигаций.
Специализированные общества проектного финансирования, 100% акций которых принадлежат государству или госкорпорации ВЭБ, получили возможность входить в синдикаты на правах кредитора для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. Закон «О синдицированном кредите (займе)…», вводящий такую норму и ряд изменений в закон «О рынке ценных бумаг», был опубликован на сайте президента РФ 1 января 2018 года. Документ вступает в силу 1 февраля.
Институт СОПФ как один из видов SPV был введен в правовое поле в 2014 году. Целью создания СОПФ является «финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, оказанием услуг, производством товаров или выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта». Эмиссия облигаций является обязательным элементом деятельности СОПФ.
В связи с получением специального статуса СОПФ получили право выпускать программы облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями. По общему правилу, программы могут выпускаться в отношении облигаций без залогового обеспечения, указывает старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Олег Ушаков. Согласно тексту закона, решение о выпуске такой программы может состоять из двух частей: первой частью определяются общие, а второй — конкретные условия каждого отдельного выпуска. Решение о выпуске должно содержать указание на обеспечение облигаций залогом денежных требований, на ограничение или отсутствие ограничения общего количества выпусков облигаций, которые могут быть размещены в рамках программы, а также сведения о лице, предоставляющем дополнительное обеспечение по облигациям в рамках программы, и об условиях такого обеспечения.
Закон в целом написан под потребности конкретного проекта — Фабрики проектного финансирования ВЭБа, отмечают эксперты. Схема работы Фабрики предполагает, что долгосрочный транш синдицированного кредита изначально финансируется ВЭБом, затем уступается эмитенту облигаций — СОПФ. Активы СОПФ передаются в залог владельцам облигаций, номинал размещенных облигаций не превышает размер активов в каждый момент времени. В декабре председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков в интервью каналу «Россия 24» заявлял, что первые соглашения по проектам в рамках Фабрики проектного финансирования будут анонсированы в феврале 2018 года.
До сих пор ни одна сделка с участием СОПФ не была реализована — на Московской бирже не торгуется ни одного выпуска таких облигаций. По словам руководителя практики рынков капитала бюро «Линия права» Олега Бычкова, до появления закона «О синдицированном кредите…» возможности использовать СОПФ для синдицированного кредитования не было, с учетом их специального правового статуса. «Теперь рынок получил механизм, который ранее в российском праве не существовал. Не вполне ясно, почему специальный статус получили только СОПФы, создаваемые государством и ВЭБом, однако надо отметить, что вряд ли сейчас на рынке есть другие претенденты на участие в проектах, для которых необходим такой статус»,— отмечает он. По его словам, скорее всего, ВЭБ станет пионером в плане сделок синдицированного кредитования, посредством секьюритизации через СОПФ, остальные участники рынка же могут подхватить этот опыт для выпусков обычных облигаций, как еще одной формы синдицированного кредитования. Осталось дождаться подзаконных нормативных актов ЦБ России для этих целей, резюмировал эксперт.