21 января 2021
Новые правила распространения персональных данных

30 декабря 2020 года принят закон¹, устанавливающий новые правила распространения (раскрытия неопределенному кругу лиц) персональных данных и обработки персональных данных из открытых источников. Изменения вступают в силу 1 марта 2021 года.

Новые правила касаются всех операторов персональных данных и любого распространения персональных данных с согласия гражданина (не только онлайн, но и офлайн).

Особенно важно обратить внимание на новые правила владельцам (операторам) онлайн-ресурсов и сервисов, которые позволяют пользователям делиться информацией с неограниченным кругом лиц, а также операторам, использующим в своей деятельности информацию из открытых источников (в частности, СМИ, компаниям, использующим системы мониторинга поведения в сети Интернет).

ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ      

1. Изменена терминология

Понятие «персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных» исключено и введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения». При этом сохранилось отдельное понятие «общедоступные источники персональных данных» (например, справочники, адресные книги), которые могут создаваться в информационных целях и в которые (с письменного согласия гражданина) могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные данные. Пока не ясно, будут ли положения об особенностях распространения персональных данных и получения соответствующего согласия, установленные новым законом, применяться на практике при формировании и использовании общедоступных источников персональных данных.

Также новым законом не разъяснены статус персональных данных, содержащихся в публичных реестрах, и основания их обработки. Исходя из положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», есть основания полагать, что персональные данные, содержащиеся в публично доступных разделах реестров, могут рассматриваться как общедоступная информация, которая может использоваться любыми лицами при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

2. Необходимость получения отдельных и более конкретных согласий на раскрытие

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (далее – «согласие на распространение»), должно быть оформлено отдельно от иных согласий субъекта персональных данных. Оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на распространение. Молчание или бездействие гражданина ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием.

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору непосредственно или с использованием специальной информационной системы Роскомнадзора (она еще не функционирует).

Особое внимание на новые требования необходимо обратить владельцам (операторам) онлайн-ресурсов и сервисов, которые позволяют пользователям делиться информацией с неограниченным кругом лиц. Например, социальные сети, сайты объявлений и пр. могут быть вынуждены либо сделать профили своих клиентов полностью закрытыми, либо получать дополнительное расширенное согласие. При этом не ясно, будет ли требоваться такое отдельное согласие на распространение персональных данных пользователей, чьи профили были зарегистрированы до 1 марта 2021 г.

Ранее операторы зачастую оформляли право распространять персональные данные, просто включив в текст общего согласия на обработку персональных данных слово «распространение» при указании перечня действий с персональными данными, на которые дается согласие, или сделав отсылку к п. 3 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных», который содержит определение «обработки персональных данных», или указав, что согласие дается на любые не запрещенные законом действия с персональными данными. Теперь формулировки согласия должны прямо и недвусмысленно разрешать распространение персональных данных, при этом должен быть указан четкий перечень персональных данных, в отношении которых разрешено распространение. Неоднозначные и неясные формулировки будут трактоваться в пользу субъекта персональных данных.

Важно: Закон не содержит требования об обязательной письменной форме согласия на распространение. При этом закон предполагает, что требования к содержанию (но не к форме) согласия на распространение будут установлены Роскомнадзором. На данный момент соответствующих актов регулятора нет, и пока не ясно, насколько жесткими могут оказаться требования к таким согласиям. Неопределенность в этом вопросе создаст дополнительные риски для операторов, если не будет устранена своевременно.

3. Право субъекта персональных данных установить запреты на обработку / условия обработки раскрытых данных

В согласии на распространение могут быть установлены запреты на передачу (кроме предоставления доступа) персональных данных оператором неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных неограниченным кругом лиц. Это означает, в частности, что пользователи социальных сетей и иных Интернет-ресурсов, позволяющих пользователям делиться информацией с неограниченным кругом лиц, смогут установить запрет на обработку опубликованных ими персональных данных неограниченным кругом лиц или в определенных целях.

Оператор не может отказать в установлении субъектом персональных данных таких запретов и условий.

Установленные субъектом персональных данных запреты / условия обработки не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации. Данное исключение, на наш взгляд, станет одним из краеугольных камней при толковании и применении новых правил.

Важно:

  • В согласии на распространение следует четко указать, в отношении каких персональных данных установлены запреты и условия последующей обработки раскрытых данных, а факт отсутствия каких-либо запретов или условий обработки должен недвусмысленно следовать из формулировок согласия. Если из согласия не следует отсутствие запретов / условий обработки раскрытых данных или не определено, в отношении каких персональных данных они установлены, то такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены, без передачи и возможности осуществления иных действий с персональными данными неограниченному кругу лиц.
  • Операторы обязаны в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия субъекта персональных данных опубликовать информацию об условиях обработки и о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

4. Обязанность каждого оператора доказать законность обработки персональных данных из открытых источников

В случае раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия, а также в случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку. На практике данное требование может создать дополнительные сложности при использовании компаниями различных систем мониторинга активности в сети Интернет, например, при подборе кадров HR-службами.

До обработки персональных данных из открытых источников будет необходимо убедиться в наличии согласия субъекта персональных данных на распространение его персональных данных оператором, раскрывшим персональные данные, и проверить наличие условий / ограничений на обработку данных другими операторами. При отсутствии информации о согласии субъекта персональных данных на распространение его персональных данных или в случае раскрытия персональных данных неограниченному кругу лиц самим субъектом персональных данных (например, при публикации на своем сайте) будет необходимо проверить наличие иных законных оснований для обработки из числа указанных в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных».

Важно: с 1 марта 2021 г. утрачивает силу п. 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных», допускающий обработку персональных данных, сделанных общедоступными субъектом персональных данных, любым лицом без согласия субъекта персональных данных.  

5. Право субъекта персональных данных в любой момент потребовать прекращения передачи персональных данных

Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена оператором в любое время по требованию субъекта персональных данных. Субъект персональных данных вправе обратиться с аналогичным требованием к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные в нарушение новых правил, или в суд.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Оцените текущие процессы и решения, используемые при обработке персональных данных, на предмет их соответствия новым требованиям и при необходимости скорректируйте их.
  • Отслеживайте рекомендации регулирующих органов и правоприменительную практику.

Авторы: советник Елена Агаева, юрист Елена Квартникова, паралигал Марина Петрова


¹Федеральный закон от 30.12.2020 N 519-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных".

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Елена Агаева

Елена Агаева

Санкт-Петербург