После принятия Верховным судом РФ Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах в конце 2019 г. произошли важные изменения в сфере корпоративных отношений. Теперь решения единственного участника общества тоже требуют нотариального удостоверения. Но как быть с принятыми еще до издания разъяснений Верховного суда РФ решениями единственного участника, которые не были удостоверены, а также в каком порядке должны удостоверять такие решения нотариусы сейчас (аналогичном тому, который применяется для решений собраний с несколькими участниками, или особом)? Практика не может однозначно ответить на эти вопросы. Помимо этого, Верховный суд РФ указал на применимость такого инструмента, как исключение участника из общества, в условиях корпоративного конфликта и даже в отношении мажоритарных участников. В 2020 г. на законодательном уровне был введен новый порядок выхода из ООО. Законодатель предоставил большую гибкость участникам в регулировании данного вопроса в уставе. В рамках вебинара, проведенного адвокатами Адвокатского бюро "ЕПАМ" - советником Еленой Агаевой и юристом Владиславом Чукановым, - были освещены наметившиеся тенденции в развитии корпоративных отношений, а также нововведения в сфере цифрового нотариата и их положительное влияние на развитие корпоративных отношений.
С момента принятия Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 25.12.2019 (далее - Обзор), который, по сути, не только обобщил сложившуюся практику, но и скорректировал ранее применявшиеся подходы, прошло больше года, и можно подвести первые итоги его влияния на судебную практику.
Одно из разъяснений в указанном Обзоре касалось правил удостоверения корпоративных решений, принятых единственным участником общества. А именно о том, что решение единственного участника ООО по общему правилу требует нотариального удостоверения (п. 3 Обзора).
Также требуют нотариального удостоверения решения общего собрания участников ООО, которые закрепляют альтернативный порядок подтверждения принятия решений (п. 2 Обзора).
В связи с данными разъяснениями на практике стали возникать вопросы.
Первый касается применимости позиции о нотариальном удостоверении решений единственного участника к решениям единственного акционера. Казалось бы, аргументация, которую Верховный суд РФ приводит в Обзоре в обоснование необходимости нотариального удостоверения решения единственного участника ООО, а именно препятствование фальсификации решения единственного участника, применима и к решению единственного акционера. Однако практика по данному вопросу складывается противоречивая. Многие банки полагают, что решения единственного акционера также должны быть нотариально удостоверены.
Федеральная нотариальная палата РФ (ФНП) достаточно аккуратно прокомментировала этот вопрос. Она дала разъяснения, согласно которым если требуется удостоверение решения единственного акционера, то это может быть сделано в том же порядке, который применяется при удостоверении решения единственного участника ООО.
Второй вопрос - какое нотариальное действие необходимо совершить для удостоверения решения единственного участника?
Для удостоверения решений общего собрания участников в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 № 4462-I (далее - Закон о нотариате) есть специальное нотариальное действие - удостоверение решения органа управления юридического лица, по итогам которого выдается свидетельство об удостоверении факта принятия решения. Изначально это действие применялось к решениям коллегиальных органов управления, но насколько оно подходит для удостоверения решения единственного участника общества? В вышеупомянутых разъяснениях ФНП, изданных после Обзора, сказано, что для удостоверения решения единственного участника может применяться тот же подход, который установлен для решений единственного участника ООО об увеличении уставного капитала, а именно свидетельствование подлинности подписи и полномочий лица.
Однако некоторые банки заняли иную позицию, а именно, что решения единственного участника должны удостоверяться по правилам об удостоверении решений органов управления юридического лица и поэтому надо выдавать свидетельство. ФНП не соглашалась с таким подходом. Но некоторые региональные палаты все же стали выдавать такие свидетельства. Их поддержал Минюст России и тоже высказался, что при удостоверении решений единственного участника должны выдаваться свидетельства. В результате появилась дополнительная форма свидетельства об удостоверении решения единственного участника юридического лица.
В настоящий момент встречаются две параллельные практики: как удостоверяются подлинность подписи и полномочия лица на решении единственного участника, так и выдается свидетельство об удостоверении решения единственного участника юридического лица.
Таким образом, когда необходимо удостоверить решение единственного участника ООО, следует обращать внимание, кому подается такой документ, и по возможности уточнять у соответствующего органа/института, в какой форме нужно представить документ.
Подробнее об основных законодательных изменениях в сфере корпоративных отношений читайте в полной версии статьи. (доступно по подписке)
Автор: Дарья Рязанова
Опубликовано:«ЭЖ-Юрист» №08 (1159) 2021