В конце 2018 года в законодательство о рынке ценных бумаг были внесены масштабные изменения [1]. В силу они вступали поэтапно, основная масса изменений пришлась на 2020 год. Рассмотрим наиболее значимые из них, актуальные для участников рынка ценных бумаг.
- Олег Ушаков, адвокат, советник практики банковского и финансового права, рынков капитала АБ ЕПАМ;
- Максим Барышев, к.ю.н., адвокат, старший юрист практики банковского и финансового права, рынков капитала Адвокатского Бюро ЕПАМ;
- Гиляна Хараева, юрист практики банковского и финансового права, рынков капитала Адвокатского бюро ЕПАМ.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УСЛОВИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
В соответствии с ранее действующим регулированием условия размещения эмиссионных ценных бумаг должны были дублироваться в решении о выпуске ценных бумаг и проспекте ценных бумаг. С 1 января 2020 года требование о включении условий размещения эмиссионных ценных бумаг в решение о выпуске ценных бумаг исключается. В проспекте ценных бумаг они должны будут указываться только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Далее — Закон о РЦБ) или нормативными актами Банка России. Так, в Законе прямо закреплено, что условия размещения эмиссионных ценных бумаг должны содержаться в проспекте ценных бумаг в отношении акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, если регистрация выпуска акций или конвертируемых в них ценных бумаг в обязательном порядке сопровождается составлением эмитентом и регистрацией Банком России проспекта ценных бумаг.
В случае отсутствия проспекта ценных бумаг или отсутствия в проспекте ценных бумаг условий их размещения (по всей видимости, в тех случаях, когда это допустимо) такие условия должны будут содержаться в отдельном документе.
При эмиссии акций и конвертируемых в них ценных бумаг документ, содержащий условия размещения, должен быть подписан лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или уполномоченным им должностным лицом, утвержден по правилам, установленным для утверждения решения о выпуске, и представлен в Банк России в комплекте документов для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
При эмиссии облигаций, не конвертируемых в акции, требуется лишь подписание такого документа лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, или уполномоченным им должностным лицом. Такой документ не подлежит утверждению эмитентом и регистрации Банком России.
Закон предусматривает, что эмитент не вправе размещать эмиссионные ценные бумаги путем подписки без предоставления возможности ознакомиться с документом, содержащим условия размещения ценных бумаг.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ ЭМИССИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ
Закрепляется возможность установления Банком России различных требований к проспекту ценных бумаг и решению о выпуске ценных бумаг в зависимости от определенных факторов.
Так, различные требования могут устанавливаться к форме и содержанию проспекта ценных бумаг в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, вида основной деятельности эмитента, в зависимости от того, является ли эмитент субъектом малого и среднего предпринимательства, раскрывает ли эмитент информацию в форме отчета эмитента и сообщений о существенных фактах, а также в зависимости от количества размещенных эмитентом в течение года выпусков ценных бумаг.
Несмотря на возможность дифференцированного подхода, сохраняется требование о том, что содержащаяся в проспекте ценных бумаг информация должна отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг. Ответственность за полноту и достоверность указанной в проспекте ценных бумаг информации несет эмитент.
Если эмитент обязан раскрывать информацию в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о РЦБ, то вместо информации, которая должна содержаться в проспекте ценных бумаг, он вправе включить в проспект ценных бумаг ссылку на раскрытую им информацию. Таким образом, сохраняется баланс между интересом эмитента по сокращению сроков и затрат на подготовку проспекта ценных бумаг и интересами инвесторов, которым необходимо получить полную и объективную информацию о рисках, связанных с приобретением размещаемых ценных бумаг.
Формы (форматы) решения о выпуске ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России в зависимости от вида, категории (типа) эмиссионных ценных бумаг и способа их размещения.
УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ УТВЕРЖДЕНИЯ И ПОДПИСАНИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫПУСКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПРОСПЕКТА ЦЕННЫХ БУМАГ
В ранее действующей редакции Закона о РЦБ решение о выпуске и проспект ценных бумаг хозяйственного общества могли утверждаться только советом директоров или органом, осуществляющим функции совета директоров этого хозяйственного общества. Кроме того, они должны были быть подписаны исключительно лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента.
Нововведения существенно упростили процедуру оформления эмиссионных документов. В частности, Законом было отменено обязательное требование об утверждении решения о выпуске облигаций органом управления эмитента. При этом, однако, решение о выпуске акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, а также проспект ценных бумаг в отношении любых эмиссионных ценных бумаг по-прежнему должны утверждаться советом директоров или органом, осуществляющим функции совета директоров этого хозяйственного общества.
Еще один важный момент — отменяется необходимость обязательного подписания решения о выпуске ценных бумаг и проспекта ценных бумаг лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента: право подписи данных документов может быть передано уполномоченному должностному лицу эмитента.
Банк России вправе устанавливать случаи, в которых возможна упрощенная легитимация проспекта ценных бумаг.
ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ
Закон установил новые сроки государственной регистрации Банком России выпуска эмиссионных ценных бумаг:
1) 15 рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации (вместо ранее действующих 20 календарных дней), или
2) 20 рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации (вместо ранее действующих 30 календарных дней), если государственная регистрация выпуска сопровождается составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг.
При этом государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлена на срок до 20 рабочих дней (вместо ранее действующих 30 календарных дней).
Также снимается ограничение по сроку размещения облигаций в течение одного года с даты регистрации выпуска таких облигаций. Эмитент будет вправе завершить размещение облигаций в срок, определенный условиями их размещения. В то же время, если в отношении облигаций зарегистрирован проспект ценных бумаг, то беспрепятственно ценные бумаги будет возможно разместить в течение одного года с даты регистрации проспекта ценных бумаг; по истечении указанного срока размещение таких облигаций допускается только при условии регистрации нового проспекта ценных бумаг.
Снятие ограничения по сроку размещения не распространяется на акции и конвертируемые в них эмиссионные ценные бумаги, срок размещения которых (при размещении по подписке) не может составлять более одного года с даты регистрации выпуска. Предусмотрено, что эмитент вправе продлить указанный срок путем внесения соответствующих изменений в условия размещения таких ценных бумаг (в действующей редакции такие изменения должны быть отражены в решении о выпуске ценных бумаг). Порядок продления аналогичен ранее действовавшему регулированию: каждое продление срока размещения эмиссионных ценных бумаг не может составлять более одного года, а общий срок размещения не может превышать трех лет с даты регистрации выпуска ценных бумаг.
ОТЧЕТ И УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ИТОГАХ ВЫПУСКА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Эмитенты освобождаются от обязанности представлять в Банк России уведомления об итогах выпуска ценных бумаг. Данная обязанность возложена на организации учетной системы (регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитента, или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на ценные бумаги эмитента).
Также Законом изменен срок принятия Банком России решения о государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или об отказе в его государственной регистрации: с 1 января 2020 года он составляет 10 рабочих дней с даты получения документов, представленных для такой регистрации (вместо ранее действующих 14 календарных дней). При этом установлен предельный срок, на который может быть приостановлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг (20 рабочих дней).
ОТМЕНА ДОКУМЕНТАРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
При подготовке Закона между его разработчиками и участниками рынка ценных бумаг велась оживленная дискуссия по концептуальному вопросу о необходимости сохранения разделения эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные. В итоге было принято решение, что эмиссионные ценные бумаги могут быть только бездокументарными. Следствием этого стало упразднение сертификата облигаций как документа, удостоверявшего права владельцев на данные ценные бумаги.
Теперь права владельцев ценных бумаг подтверждаются записями на лицевых счетах в реестре, который ведет регистратор, или по счетам депо в депозитариях — в случае учета прав в депозитарии.
По нашему мнению, данное решение законодателя является верным. Сертификат как документ, удостоверяющий совокупность прав на определенное количество ценных бумаг, имел во многом фиктивный характер. Для упрощения обращения документарных эмиссионных ценных бумаг использовался механизм, который предполагал передачу сертификата ценной бумаги на централизованное хранение в депозитарий и осуществление учета прав на ценные бумаги по счетам депо их владельцев, что фактически приравнивало режим документарных ценных бумаг к бездокументарному.
Закон заменяет централизованное хранение документарных облигаций на централизованный учет бездокументарных облигаций. При централизованном учете прав на облигации ведение реестра владельцев таких облигаций не осуществляется. Права владельцев на ценные бумаги с централизованным учетом прав удостоверяются записями по счетам депо в депозитарии, осуществляющем такой учет, а в случае учета прав на такие ценные бумаги в других депозитариях, — записями по счетам депо в указанных депозитариях.
Кроме того, отмена сертификата решает проблему дублирования описания прав по облигациям в сертификате и в решении о выпуске ценных бумаг. Единственным документом, содержащим сведения о правах владельцев эмиссионных ценных бумаг, становится решение о выпуске ценных бумаг.
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ ДОКУМЕНТАРНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
Закон предусматривает переходные положения, согласно которым, если размещение документарных облигаций началось до 1 января 2020 года, они признаются документарными ценными бумагами до их погашения. К отношениям, связанным с такими облигациями, применяются положения Закона о РЦБ без учета изменений, внесенных Законом.
Документарные облигации с обязательным централизованным хранением, выпуск которых зарегистрирован или выпуску которых присвоен идентификационный номер и размещение которых не началось до 1 января 2020 года, признаются бездокументарными облигациями с централизованным учетом прав, права владельцев которых закрепляются в решении об их выпуске. Централизованный учет прав на такие облигации осуществляет депозитарий, указанный в решении об их выпуске в качестве депозитария, осуществляющего их обязательное централизованное хранение. При этом внесение изменений в решение о выпуске таких облигаций и в их проспект не требуется.
После 1 января 2020 года возможна регистрация только бездокументарных облигаций. В связи с этим, если до указанной даты была зарегистрирована программа документарных облигаций, то с 1 января 2020 года регистрация новых выпусков документарных облигаций в рамках программы становится невозможной.
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЛИГАЦИЙ
Из п. 8 ст. 17 Закона о РЦБ исключено указание на то, что программа облигаций является первой частью решения о выпуске, содержащей определяемые общим образом права владельцев облигаций и иные общие условия для одного или нескольких выпусков облигаций.
По всей видимости, программа облигаций теперь представляет собой самостоятельный эмиссионный документ, содержащий общие условия нескольких выпусков облигаций. Конкретные условия отдельного выпуска в рамках программы облигаций должны содержаться в решении о выпуске.
Закон продолжил существовавшую тенденцию по расширению возможностей выпуска облигаций в рамках программы.
Так, изначально в рамках программы возможно было размещение только документарных облигаций с обязательным централизованным хранением без залогового обеспечения, если такие облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и процента от нее, и выплата номинальной стоимости и процентов по таким облигациям осуществляется только денежными средствами.
С 2016 года в рамках программы стало возможно размещение также жилищных облигаций с ипотечным покрытием. В 2018 году право размещать облигации в рамках программы было предоставлено специализированным обществам проектного финансирования.
С 1 января 2020 года возможность осуществления эмиссии облигаций в рамках программы распространяется на любые облигации, неконвертируемые в акции (в том числе на обеспеченные облигации).
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ
В развитие положений Закона и в целях приведения нормативных актов Банка России, регулирующих процедуру эмиссии ценных бумаг, в соответствие с требованиями Закона Банком России было разработано и принято новое Положение от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее — Стандарты эмиссии), которое вступило в силу 11 мая 2020 года.
Теперь эмиссия ценных бумаг кредитных организаций и корпоративных эмитентов будет осуществляться в соответствии с едиными стандартами эмиссии.
Электронная регистрация выпусков ценных бумаг
Кроме того, по новым правилам компания может представить в Банк России эмиссионные документы в электронном виде и получить электронную отметку об их регистрации.
Согласно Стандартам эмиссии, взаимодействие с Банком России в данном случае будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным для взаимодействия с некредитными финансовыми организациями. Такой порядок взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями установлен в ст. 76.9 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Указании Банка России от 19.12.2019 № 5361-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета».
В частности, электронные документы должны будут направляться в Банк России через личный кабинет, для активации которого эмитент обязан будет направить уведомление об использовании личного кабинета. При этом документы эмитента, представляемые в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Предварительное рассмотрение эмиссионных документов
Вводится возможность предварительного рассмотрения Банком России документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, регистрация которого не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг (ранее обязательным условием предварительного рассмотрения являлось представление в комплекте документов проспекта ценных бумаг).
Уведомление о составлении проспекта ценных бумаг
В развитие положений Закона установлены критерии, при соблюдении которых возможно направление в Банк России или на биржу уведомления о составлении проспекта ценных бумаг (вместо его регистрации).
Такое уведомление может быть представлено, если:
- эмитент создан не менее трех лет назад;
- в отношении эмитента не введена процедура банкротства;
- эмитент в течение трех последних лет разместил не менее трех выпусков ценных бумаг (в том числе биржевых облигаций) с регистрацией проспекта по каждому из них (в том числе учитываются выпуски облигаций / биржевых облигаций в рамках программы, регистрация которой сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг);
- ценные бумаги, в отношении которых составлен проспект, не являются акциями, ценными бумагами, конвертируемыми в акции, или облигациями субординированного облигационного займа;
- эмитенту в течение трех последних лет Банком России не направлялось предписание об устранении нарушений, связанных с проспектом ценных бумаг;
- единоличный исполнительный орган эмитента (уполномоченное им должностное лицо), подписавший проспект ценных бумаг, в течение трех последних лет не привлекалось к уголовной ответственности за внесение в проспект ценных бумаг заведомо недостоверной информации;
- форма уведомления и требования к его содержанию устанавливаются Стандартами эмиссии.
Особенности эмиссии облигаций с целевым использованием денежных средств, полученных от их размещения
Банк России впервые установил правила для эмитентов, планирующих выпускать облигации с целевым использованием денежных средств, полученных от их размещения, — так называемые зеленые, социальные и инфраструктурные облигации. В частности, в Стандартах эмиссии определены дополнительные требования к содержанию решений о выпуске таких облигаций, к документам, представляемым при их регистрации, а также дополнительные основания для их досрочного погашения.
Так, согласно Стандартам эмиссии, эмитент обязан представить в комплекте документов для регистрации выпуска зеленых облигаций копию заключения (документа) о соответствии проекта, для финансирования и (или) рефинансирования которого будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций, международно-признанным принципам и стандартам в сфере экологии и (или) зеленого финансирования.
Представляется, что соответствующее заключение может быть составлено рейтинговыми агентствами АКРА или «Эксперт РА» в рамках опубликованных ими методологий оценки облигаций на предмет соответствия Принципам зеленых облигаций (GBP), опубликованным Международной ассоциацией рынков капитала (ICMA) [2]. Кроме того, такое заключение может быть использовано для целей включения облигаций в сектор зеленых облигаций Московской биржи.
Изменение объема прав по ценным бумагам и (или) изменение их номинальной стоимости, в том числе при их консолидации и дроблении
Изменение объема прав по ценным бумагам и (или) изменение их номинальной стоимости, в том числе при их консолидации и дроблении, теперь осуществляются путем внесения соответствующих изменений в зарегистрированное решение о выпуске ценных бумаг.
Ранее для этих целей требовалась регистрация нового выпуска ценных бумаг. При этом «старый» выпуск ценных бумаг погашался в связи с конвертацией его ценных бумаг в ценные бумаги с измененными правами (иной номинальной стоимостью и т.д.).
В новых Стандартах эмиссии сохранились положения об осуществлении конвертации акций (например, в случае их консолидации или дробления, конвертации акций в акции с меньшей номинальной стоимостью), при этом уточнено, что конвертация акций в случае их консолидации или дробления не является размещением акций.
Полагаем, что в остальных случаях, предусмотренных Стандартами эмиссии (например, при конвертации акций в акции с меньшей номинальной стоимостью), осуществляемая «конвертация» также не будет считаться размещением акций нового выпуска.
Уведомительный порядок регистрации изменений по облигациям с залоговым обеспечением
1. в рамках ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 01.05.2019 № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком — физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика» Стандартами эмиссии урегулирован порядок внесения изменений в решение о выпуске ценных облигаций и проспект ценных бумаг в отношении облигаций с ипотечным покрытием в части:
- изменения срока погашения облигаций (не более чем на шесть месяцев);
- замены фиксированного размера подлежащих погашению частей номинальной стоимости облигаций на формулу.
Внесение таких изменений осуществляется путем представления в Банк России уведомления по форме, утвержденной Стандартами эмиссии. При этом изменения считаются зарегистрированными по истечении семи рабочих дней с даты получения Банком России уведомления и прилагаемых к нему документов.
б) возможность внесения аналогичных изменений в решение о выпуске ценных бумаг и проспект ценных бумаг в отношении облигаций с ипотечным покрытием предусмотрена ст. 8 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа», предусматривающей предоставление заемщикам право требовать от кредиторов изменения условий кредитных договоров — так называемых кредитных каникул.
При этом порядок представления такого уведомления, форма и требования к его содержанию не были урегулированы Стандартами эмиссии.
Вместе с тем полагаем, что внесение соответствующих изменений может быть осуществлено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа», а в части вопросов, не урегулированных данным Законом, полагаем возможным руководствоваться по аналогии нормами Стандартов эмиссии, приведенными в пункте «а» выше.
в) Стандартами эмиссии также был также урегулирован порядок внесения изменений в решение о выпуске облигаций в части сведений о банковских реквизитах залогового счета по облигациям с залоговым обеспечением денежными требованиями.
Внесение таких изменений также осуществляется посредством направления в Банк России уведомления, содержащего сведения о банковских реквизитах залогового счета, по форме, утвержденной Стандартами эмиссии. При этом изменения считаются зарегистрированными по истечении семи рабочих дней с даты получения Банком России уведомления и прилагаемых к нему документов.
[1]. в конце 2018 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 27.12.2018 № 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» (далее — Закон»), направленный на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг и оптимизацию требований к раскрытию информации. Закон внес масштабные изменения в законодательство о рынке ценных бумаг, скорректировав положения об эмиссионных ценных бумагах, об условиях и процедуре их эмиссии и обращения, о регистрации их выпусков (дополнительных выпусков), а также урегулировав особенности операций, связанных с конвертацией ценных бумаг, получения дивидендов по акциям, доходов и иных денежных выплат по облигациям, допуска ценных бумаг к организованным торгам, выпуска новых финансовых инструментов и другое.
https://bosfera.ru/bo/novelly-zakonodatelstva-o-rynke-cennyh-bumag-2020