28 сентября 2011
"Новая адвокатская газета" публикует статью о создании НП "Содействие развитию корпоративного законодательства"

 

В ИНТЕРЕСАХ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Ведущие российские юридические фирмы объединились для того, чтобы сделать отечественное право удобным для ведения бизнеса в России

На пресс-конференции, состоявшейся 14 сентября в пресс-центре Минэкономразвития, было объявлено о регистрации Некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства». Представители юридических фирм – учредителей рассказали о целях его создания, организации работы и о тех практических результатах, которые уже достигнуты.

Учредители Некоммерческого партнерства (НК) – 10 российских юридических фирм, большинство из которых являются адвокатскими (АБ «ЭДАС», АБ ЕПАМ, ООО «Goltsblat BLP», АБ «Андрей Городисский и Партнеры», АБ «Вегас-Лекс», КА «АЛРУД», ООО «Capital Legal Services», АБ «Линия Права», ООО «Пепеляев Групп», МКА «Юридическая фирма “ЮСТ”») и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Как сообщили представители лидеров российского юридического рынка – учредителей НК, Партнерство создано в ответ на очевидную потребность в развитии основных принципов корпоративного законодательства и будет способствовать более широкому применению российского права, повышению инвестиционной привлекательности и эффективности механизмов защиты прав инвесторов в России.

История создания

По словам Дмитрия Степанова (АБ ЕПАМ, партнер) идея создания НК возникла в октябре прошлого года, когда лидирующие российские юридические фирмы собрались в Минэкономразвития для того, чтобы обсудить проект изменений в Гражданский кодекс. Тогда стала очевидной необходимость создания некоего формализованного института, который позволил бы юристам-практикам донести свое мнение до законодателя и тех, кто формирует правовую политику государства. Если представителя юридической фирмы, участвующего в дискуссии по проблемам в законодательстве, еще можно заподозрить в том, что он лоббирует интересы своего клиента, то консолидированная позиция ряда фирм, интересы клиентов которых зачастую противоположны, ни у кого не вызовет подобных сомнений. «Мы лоббируем интересы здравого смысла», – сказал Дмитрий Степанов.

Общая позиция юрфирм состоит в том, что российское право, главным образом корпоративное, обязательственное, не работает в крупных сделках, арбитражах – сделки структурируются и споры разрешаются в иностранных юрисдикциях, в первую очередь по английскому праву. В течение нескольких месяцев, параллельно с процедурой регистрации, шла работа над текстом поправок в законопроект о внесении изменений в ГК, которые, по мнению входящих в Партнерство юрфирм, позволят сделать реально работающими многие его положения в области корпоративного и обязательственного права. Этот проект НК был поддержан Минэкономразвития.

Проект изменений в ГК

Касаясь существа разногласий с Советом по кодификации в подходах к изменению гражданского законодательства, Артур Рохлин (МКА «Юридическая фирма “ЮСТ”», партнер) пояснил, что предлагаемые Советом методы решения ряда сложных практических задач не отвечают реалиям современного бизнеса и общей мировой тенденции в регулировании этой сферы. «В мире существует тенденция к унификации регулирования, – сказал он. – Бизнес становится интернациональным, и национальное регулирование, ориентируясь на удачные находки в других правовых системах, тоже развивается в этом направлении».

Отвечая на вопрос о том, не нанесут ли ущерб российской правовой системе заимствования из сферы прецедентного права, Дмитрий Степанов подчеркнул, что предлагаемые проектом НК институты присутствуют и работают во всех развитых юрисдикциях, в том числе тех, которые принадлежат к семье континентального права. Партнерство уже обратилось к нескольким ведущим национальным европейским фирмам, с тем чтобы они проанализировали предложения НК с учетом собственного опыта. Убеждение, что российское право «рассыплется» под тлетворным влиянием англо-саксонского, Дмитрий Степанов назвал беспочвенным.

Продолжая эту тему, Артур Рохлин заметил, что, хотя новые институты следует вводить очень аккуратно, опасность сделать что-то не так существенно меньше, чем потребность предпринять новый шаг на пути развития гражданского права с учетом запросов экономики и хозяйственного оборота. Кроме того, основные моменты дискуссии связаны не с заимствованиями из англо-саксонской системы, а с предусмотренными действующим ГК институтами.

Основные задачи

В процессе работы над поправками в законопроект о внесении изменений в ГК сложилась система взаимодействия входящих в Партнерство юрфирм, о которой рассказал исполнительный директор НК Александр Хвощинский (LegalStudies.RU, управляющий партнер). По тем или иным институтам и блокам гражданского законодательства были созданы 17 рабочих групп, в каждую из них вошли представители различных фирм. Для координации работы и обмена информацией был создан мощный внутренний портал, который в дальнейшем может быть преобразован в открытый ресурс и стать одной из мощных экспертных площадок в области российского гражданского права.

Как пояснил Дмитрий Степанов, согласно уставу, предмет деятельности НК достаточно широк – предусмотрены возможности обращаться не только к корпоративному праву, но и к сопредельным областям законодательства (финансовому, о несостоятельности и банкротстве, инвестициях). При этом НК будет не только по собственной инициативе предлагать те или иные проекты изменений в законодательстве, но и проводить, в том числе, по просьбе Минэкономразвития оценку законопроектов, вырабатывая предложения по их совершенствованию; составлять рекомендации, направленные на формирование эффективной практики применения корпоративного законодательства; формулировать позиции по частным вопросам регулирования корпоративных отношений (например, по вопросу о том, какие виды сделок должны структурироваться исключительно по национальному праву).

Касаясь потребности бизнеса в применении российского права, Дмитрий Степанов сказал, что существуют целые сферы, где есть подобный запрос. Это относится, в частности, к крупным отечественным банкам и инвестиционным фондам. По его мнению, эта ниша в дальнейшем будет расширяться. Крупные институты развития, такие как ВЭБ, который уже вошел в число учредителей НК, также хотели бы видеть российское право в качестве права, обслуживающего деятельность крупных проектов. «Те, кто определяет политику в нашем государстве, понимают, что право – инфраструктура не менее важная, чем материальная, – отметил Дмитрий Степанов. – Мы надеемся, что все другие институты развития впоследствии так или иначе присоединятся к нашей инициативе».

Прозрачность диалога

Устав предусматривает две категории участников Партнерства: первая – юридические фирмы – должна регулярно уплачивать членские взносы на организационные расходы, но основной ее вклад в деятельность НК будет интеллектуальным (работа партнеров и ведущих специалистов юрфирм к настоящему времени измеряется уже несколькими тысячами часов); вторая – другие юридические лица – станет способствовать достижению целей НК в первую очередь своим финансовым участием. Учредители надеются, что в НК войдут как государственные, так и крупные частные компании, то есть крупный российский бизнес начнет вкладывать деньги в развитие российского права.

При этом коммерческий интерес юрфирм заключается только в том, что в перспективе, когда инициативы НК получат реальное воплощение, их доходы возрастут благодаря увеличению числа клиентов в России, нуждающихся в консультировании по отечественному праву. «Для нас это инвестирование в наше будущее, в наш бизнес. Если ВЭБ или какая-либо компания даст нам деньги под этот проект – отлично, если нет – мы переживем. Это наш осознанный выбор. Мы не нанимаемся к лоббистам, которые готовы спонсировать те или иные инициативы, а хотим установить прозрачный диалог между бизнесом и властью», – подчеркнул Дмитрий Степанов.

Что касается взаимодействия НК с Минэкономразвития, то принимавший участие в пресс-конференции директор Департамента инновационного развития и корпоративного управления Министерства экономического развития РФ Иван Осколков пояснил: это взаимодействие основано на общности цели – добиться повышения конкурентоспособности российской правовой системы. Это пойдет на благо отечественной экономике, поскольку устранит ряд проблем, затрудняющих ведение бизнеса в России. При этом, как отметил Иван Осколков, НК является абсолютно самостоятельно действующей структурой, к которой Министерство обращается в случаях, когда рассматривает сложные правовые вопросы.

Мария ПЕТЕЛИНА, заместитель главного редактора «АГ»