Конфликтов должно быть меньше
Создана рабочая группа по подготовке дополнений в КПЭА, связанных с регулированием конфликта интересов
2 декабря в ФПА РФ состоялась конференция «Конфликт интересов в гражданском и арбитражном процессе», подготовленная Федеральной палатой адвокатов совместно с Представительство Американской ассоциации юристов (ABA) в России и Ассоциацией юристов России (АЮР).
В конференции участвовали первый вице-президент ФПА РФ Ю.С. Пилипенко, вице-президент ФПА РФ, директор Института адвокатуры МГЮА С.И. Володина, директор Представительства АВА в России Глеб Глинка, вице-президент АП г. Москвы И.А. Поляков, член Совета АП г. Москвы, президент Адвокатской фирмы «Юстина» В.Н. Буробин, член Квалификационной комиссии АП г. Москвы Н.М. Кипнис, ст.н.с. Института государства и права РАН, к.ю.н. И.А. Лукьянова, практикующие адвокаты и ученые-юристы.
Работа конференции была организована по двум сессиям: 1) «Правовое регулирование конфликта интересов: российский и американский опыт»; 2) «Практические шаги по минимизации рисков в ситуации конфликта интересов».
В рамках первой сессии партнер, руководитель департамента судебной практики Адвокатского бюро ЕПАМ Григорий Чернышов выступил с докладом, посвященным регулированию конфликта интересов в российском праве. Глеб Глинка сделал обзор регулирования конфликта интересов в соответствии с положениями Правил профессиональной этики Американской ассоциации юристов.
В рамках второй сессии руководитель арбитражной практики юридической фирмы «ВегасЛекс» Кирилл Труханов рассказал о практических шагах, которые можно предпринять для того, чтобы уменьшить вероятность возникновения конфликта интересов. Ирина Лукьянова привела примеры потенциального конфликта интересов топ-менеджера и акционеров юридического лица, которое обслуживает один адвокат. Виктор Буробин проанализировал практику рассмотрения Советом АП г. Москвы дел о конфликте интересов в гражданском процессе.
Участники конференции пришли к выводу, что регулирование конфликта интересов в российском праве является недостаточным. Соответствующие нормы Закона об адвокатской деятельности и КПЭА касаются в основном случаев, связанных с конфликтом интересов в уголовном процессе, но не учитывают большинства ситуаций, возникающих в гражданском и арбитражном процессе. Поэтому необходимо дополнить КПЭА рядом норм, регулирующих выявленные практикой случаи конфликта интересов, с тем чтобы этими нормами могли руководствоваться адвокаты в своей деятельности и квалификационные комиссии при рассмотрении дисциплинарных производств.
Участники конференции поддержали предложение создать рабочую группу главе с В.Н. Буробиным по подготовке изменений и дополнений в Кодекс профессиональной этики адвоката. Виктор Буробин внес на рассмотрение участников конференции проект, который предусматривает дополнение КПЭА следующими нормами международных и иностранных актов, регулирующими конфликт интересов:
– адвокат не должен ставить себя в положение, в котором интересы его клиента вступают в противоречие с его собственными интересами, интересами его партнеров или другого клиента, за исключением случаев, когда это разрешено самим клиентом (из Заявления IBA об общих принципах в отношении этики юристов);
– адвокат не может представлять интересы более чем одной стороны, если эти интересы находятся в конфликте с интересами другого доверителя или существует реальный шанс возникновения такого конфликта в будущем;
– адвокат обязан прекратить обслуживание обоих клиентов в случае вступления их интересов во взаимное противоречие, а также при возникновении угрозы нарушения конфиденциальности или угрозы независимости самого адвоката (из Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества);
– адвокат не может действовать против бывшего или нынешнего клиента, за исключением следующих случаев:
– интересы, доверенные адвокату, касаются иного вопроса, чем тот, в отношении которого адвокат или его коллега из одного адвокатского образования представляет или представлял нынешнего или бывшего клиента, и интересы, доверенные адвокату, не связаны с этим вопросом и вряд ли будут с ним связаны;
– адвокат или его коллега из одного адвокатского образования не располагает никакой коммерческой или иной конфиденциальной информацией, полученной от его бывшего или нынешнего клиента, касающейся его личности или бизнеса, которая могла бы быть значимой в деле против бывшего или нынешнего клиента и бывшим или нынешним клиентом или стороной дела, требующей у адвоката представлять ее интересы, не было высказано никаких разумных возражений;
– если сторона дела, требующая от адвоката представлять ее интересы, и бывший или нынешний клиент, против которого адвокат должен предпринимать действия, предварительно на основе предоставленной им должной информации дадут адвокату свое письменное согласие (Из Кодекса поведения адвокатов Нидерландов).
15 декабря 2010
«Новая адвокатская газета» пишет об участии Григория Чернышова в конференции «Конфликт интересов в гражданском и арбитражном процессе»