Путин разгадывает стройфокус
Игорь Бахарев, Рустем Фаляхов
Правительство намерено контролировать строительство объектов, финансируемых из бюджета. Сейчас, по словам премьера Владимира Путина, их стоимость «получается непонятно откуда». Для оптимизации смет, отмечают эксперты, власти должны сначала снизить стоимость тарифов естественных монополий и исключить коррупционные схемы при согласовании строительной документации.
Премьер подписал постановление о порядке проверки ценообразования при строительстве капитальных объектов. Об этом он заявил вчера на заседании президиума правительства. Путин уточнил, что это постановление предусматривает проверки при предоставлении смет на строительство капитальных объектов, частично или полностью финансируемых из федерального бюджета.
Вице-премьер Дмитрий Козак пояснил, что это постановление направлено на установление единых подходов к формированию смет в разных регионах. По его словам, до настоящего времени в России отсутствовала нормативная база, регламентирующая порядок ценообразования в строительстве. Расчеты основывались «на безнадежно устаревших сборниках» данных, которые к тому же носили рекомендательный характер. Это, как отметил Козак, не позволяло сопоставить стоимость строительства однотипных объектов в различных регионах. «Затраты на возведение аналогичных объектов в соседних регионах с одинаковой сейсмикой и геологией различались в разы», – сказал вице-премьер. Например, по его сведениям, при строительстве больницы стоимость одного койкоместа в Воронежской и Орловской областях составляет 500 тыс. рублей, в соседних Владимирской, Ивановской и Московской областях – 300 тыс. рублей. «Нет никакой системы», – сделал вывод Козак.
Путин поддержал вице-премьера.
«Говорили о том, что стоимость часто непонятно откуда получается, имея в виду, что составляющая ее в каждом своем сегменте меньше, чем у наших соседей, в том числе в европейских странах, а конечная стоимость выше – вот такой фокус нас не может радовать», – прокомментировал премьер сложившуюся ситуацию.
Постановлением предполагается, что до 1 января будущего года Минрегионразвития разработает укрупненные сметные нормативы. По ним и будет приниматься решение о правильности финансирования. Отказывать в бюджетных инвестициях планируется уже на первых стадиях строительства. «В случае если проектная документация превышает предельную стоимость, определенную в соответствии с укрупненными сметными нормативами, она даже не принимается на госэкспертизу. А заказчик должен будет прийти либо в правительство, либо в другие органы и доказать по отдельной процедуре, почему применительно к данному конкретному объекту цена превышается», – предупредил Козак.
Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)» была важным аргументом в пользу выбора Сочи столицей Олимпиады. Действительно, целью программы официально...
Путин уточнил, что ряд строительных объектов, в которые вкладываются бюджетные средства, берутся под особый контроль. Например, это сметы таких крупных проектов, как подготовка олимпийских объектов в Сочи, а также, например, подготовительные работы к проведению саммита АТЭС во Владивостоке. Организаторы сочинской Олимпиады ещё в феврале пересчитали сметную стоимость объектов, которые должны быть построены к 2014 году, и снизили запланированные расходы на 15%. Было выявлено завышение строителями смет четырех дворцов на 7,5 млрд рублей. Такая экономия на руку властям – заложенные ранее расходы на Олимпиаду сейчас не по карману правительству. «Изначально они планировались из того, что нефть будет в два раза выше, поэтому правительство пытается постоянно пересчитывать расходы», – говорит экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский.
По мнению адвоката Адвокатского бюро ЕПАМ Никиты Гурина, «если после принятия постановления сложится практика ретроспективных проверок сметной документации подрядчика, можно будет говорить о возможности оспаривания такой документации и взыскании убытков».
Впрочем, эксперты не уверены в эффективности работы комиссий по пересмотру смет. «Административное регулирование цен на рынке не слишком эффективная мера, – объясняет эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин. – Да, возможно, компании в погоне за высокой прибылью искусственно завышают смету строительства. Это одна проблема, но она не самая главная». По его словам, необходимо проанализировать структуру ценообразования. Оптимизировать расходы на строительство социальных или олимпийских объектов правительство могло бы, снижая тарифы естественных монополий, например РЖД. Тарифы на перевозки и электроэнергию существенно повышают себестоимость стройматериалов.
«Самое главное заключается в том, что постановление имеет яркую антикоррупционную направленность, нужно сделать все, чтобы применение постановления на практике способствовало цели снижения федеральных расходов на объекты капитального строительства и исключение экономических условий для коррупции», – объяснил премьер. Эксперты согласны, что начинать снижать стоимость строительных объектов надо именно с антикоррупционной борьбы, но не уверены, что проект поможет справится с коррупцией. «Для снижения смет власти будут должны максимально упростить проблему многочисленных согласований проекта, оставив только самые принципиальные пункты, затрагивающие безопасность и качество строительства, – поясняет руководитель аналитического центра по рынку недвижимости «индикаторов рынка недвижимости» Олег Репченко. – Сейчас, к сожалению, что ни строй – всегда что-нибудь да нарушишь, а за нарушения надо платить чиновникам».
Калинин добавляет: «Коррупционную составляющую постановление вряд ли исключит. Сейчас действует коррупционная схема, при которой тендер выигрывает компания, аффилированная с администрацией региона, она действительно заявляет самую низкую смету, но в процессе строительства удваивает стоимость объекта».
«Проблема цены решается не постановлениями, не назначением «справедливой цены» квадратного метра или стоимости койкоместа, а с помощью тендера. Но это должен быть реально конкурентный тендер, - говорит ведущий экономист компании «Ренессанс Капитал» Елена Шарипова. – Подряд на строительство того же социального жилья должна получать не прикормленная областной администрацией компания, а та, которая действительно может построить больше за те же деньги».