Власти гарантируют бизнесу налоговую тайну
Правительство надеется остановить отток активов из РФ амнистией капиталов
С завтрашнего дня налоговые органы начнут принимать от граждан специальные налоговые декларации в рамках кампании по амнистии капитала и деофшоризации. Закон о декларировании в рамках амнистии Владимир Путин подписал 8 июня. Между тем макроэкономических плюсов от амнистии в виде сокращения оттока капитала пока не наблюдается. С января по май отток капитала из страны достиг 54 млрд долл., что примерно соответствует прошлогодним уровням.
Как известно, закон об амнистии декларируемых зарубежных активов президент Владимир Путин подписал в начале июня. Тем самым "Россия должна перевернуть, закрыть офшорную страницу в своей истории", заявлял тогда глава государства. Бесплатная подача деклараций будет действовать по 31 декабря текущего года. Разработчики амнистии надеются, что будет создана база для добровольного декларирования зарубежного имущества и банковских счетов, в том числе оформленных на номинальных владельцев. Это касается также недвижимого имущества, ценных бумаг, акций (долей) в капитале организаций и контролируемых иностранных компаний. Сами же декларанты будут освобождаться от уголовной, административной и налоговой ответственности, но только в том случае, если связанные с декларируемым имуществом нарушения были совершены до 1 января 2015 года и только в пределах имущества, указанного в декларации.
Введение закона поддержали и в Минэкономразвития (МЭР). "Я полностью поддерживаю закон об амнистии капиталов - это, безусловно, шаг в правильном направлении", - цитировало РИА Новости слова главы МЭР Алексея Улюкаева.
Аналогичный смысл вводимого закона видят и в институте уполномоченного по правам предпринимателей. "Финансовые и налоговые амнистии проводились ранее в различных странах - однако там они зачастую преследовали одну цель - привлечь дополнительные средства в бюджет", - заметил вчера в ходе пресс-конференции бизнес-омбудсмен Борис Титов. В нынешнем случае, утверждает он, задача у государства несколько иная - раскрыть теневой период 1990-х и начала 2000-х, когда законы не всегда выполнялись. "Нужно наконец-то закрыть эту страницу. Покажите, что у кого есть, и живите дальше спокойно, платите налоги", - призывает он. В результате, полагает уполномоченный, РФ сможет получить нормальную, прозрачную экономику.
"Государство фактически предлагает нам новым законом начать с чистого листа, создать базу для налогового администрирования", - считает советник налоговой практики адвокатского бюро ЕПАМ Марк Ровинский. По мнению юриста, основной гарантией информационной безопасности подавшего документы в ФНС является тот факт, что декларация признается налоговой тайной и не может служить доказательством к привлечению к ответственности.
В частности, и сам бизнес-омбудсмен готовится подать соответствующую декларацию. "Хоть я и являюсь чиновником, у меня богатое предпринимательское прошлое. И даже те активы, которые я сегодня по закону должен был задекларировать как чиновник, я это сделал, но я те же активы еще задекларирую в рамках закона об амнистии капитала", - пояснил он. Смысл такой "двойной декларации", по мнению Титова, состоит в том, чтобы в будущем к нему не было никаких претензий.
По мнению же ряда независимых экспертов, круг тех, на кого в действительности направлен данный законопроект, ограничен - и в первую очередь он касается не столько бизнеса, сколько самих чиновников. "Закон направлен на то, чтобы облегчить жизнь чиновника. Сейчас у них много сложностей с декларированием зарубежного имущества и счетов, поскольку приходится заполнять документы не только на себя, но и на семью. В результате действия такого закона они смогут вывести из серой зоны те активы, которые у них сейчас есть, и не мучиться каждый год мыслью, "на кого переписать свое имущество", - заявляла в интервью РБК сопредседатель свердловского отделения "Деловой России" Ирина Екимовских. По ее мнению, все положения закона, а также тот факт, что декларант заявляет счета, но не сумму средств на них, это подтверждает.
В Центробанке (ЦБ) приветствуют новый закон об амнистии. По мнению первого зампредседателя ЦБ Ксении Юдаевой, амнистия капиталов может стать одним из факторов снижения его оттока из России. "Это во всяком случае может быть одним из факторов компенсации части оттока (капитала из РФ. - "НГ")", - цитировал ее "Прайм".
Скорее всего амнистия капиталов не приведет к сколько-нибудь серьезному снижению оттока капитала из РФ - спорят с Юдаевой экономисты. "Отток капитала из России фиксируется начиная с кризиса 2008-2009 годов. В 2014 году он вырос почти вдвое - до 150 млрд долл. По официальным прогнозам ЦБ, он будет снижаться в ближайшие годы, но все равно останется на высоком уровне", - убежден старший научный сотрудник Института Гайдара Сергей Жаворонков. Главная причина, по его мнению, лежит в самом курсе российского правительства, направленном на увеличение доли государства в экономике. "Что в результате делает частный бизнес неконкурентоспособным по сравнению с субсидируемым государством и тем самым стимулирующим его эмиграцию - как физических лиц, так и вывоз капитала", - уверен он.
С января по май 2015 года чистый отток частного капитала из РФ составил 54 млрд долл, сообщили аналитики Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ). "Неопределенные экономические перспективы РФ при увеличении международной изоляции провоцируют вывоз заграничными и отечественными инвесторами капитала за границу", - приходят к выводу аналитики Центра развития.
Пока сложно оценить возможный объем средств, который поступит в экономику благодаря новому закону - считают эксперты "НГ". "В любом случае речь не идет о каких-то астрономических цифрах", - полагает аналитик компании "Финам" Антон Сороко.
Закон вряд ли приведет к раскрытию теневых активов, считает главный экономист компании БКС Владимир Тихомиров. А значит, результаты текущей амнистии капиталов могут оказаться похожими на не оправдавшую надежд налоговую амнистию 2007 года, когда задекларированной оказалась лишь сумма в 1 млрд долл., напоминает Сергей Жаворонков.
Между тем положения нового закона об амнистии вызывают вопросы у юристов. "С одной стороны, в законе идет речь об амнистии капиталов, заработанных с нарушением налогового законодательства, и одновременно с этим исключается возможность амнистии так называемых капиталов, полученных преступным путем", - сообщает председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго. Тем самым, продолжает он, существующая правоприменительная практика позволяет предполагать, что законодатель не устраняет возможность оказания давления на бизнес со стороны правоохранительных органов.
"Возможно также возбуждение уголовных дел по не упомянутым в законе статьям, таким как мошенничество и некоторые специальные составы преступления", - считает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин.