Дело о санкциях и штрафе на 31 млн: за пострадавшего россиянина вступился ЦБ
Банк России вступился за пострадавшего от санкций россиянина. Регулятор считает, что Николай Кузнецов, оштрафованный налоговой инспекцией на 31 млн рублей за возврат в Россию замороженных из-за санкций США средств транзитом через Barclays, не имел умысла нарушить закон, сообщает РБК.
В ответе ЦБ на запрос Кузнецова говорится, что цепочку транзакций, внутри которой налоговики усмотрели незаконную валютную операцию, можно рассматривать «с точки зрения фактического содержания», а при таком подходе операция была законной.
Может ли позиция ЦБ повлиять на Верховый суд, куда намерен обратиться Кузнецов? Отвечает управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Андрей Гольцблат:
«Я думаю, что ЦБ вмешался в первую очередь потому, что сам по себе формальный штраф этого человека — нонсенс по своей природе, по своему содержанию и по тем отношениям, которые были между валютным резидентом РФ, его отцом и банками, поскольку он фактически стал жертвой санкций, а его перевод был заморожен в силу того, что банк, который осуществлял корреспондентский перевод, не захотел переводить деньги, ориентируясь прежде всего не на российское законодательство. С этой точки зрения штраф — нонсенс, поэтому ЦБ, наверное, вступился за него. Я думаю, что это, безусловно, должно помочь ему выиграть дело в Верховном суде, поскольку это очень опасный и вредный прецедент для всех остальных. И мне кажется, коль скоро ЦБ выступил здесь в защиту этого человека, то, наверное, Верховный суд прислушается».
В июне 2014-го Кузнецов перевел 600 тысяч долларов из Транскапиталбанка, в котором у него был открыт вклад, на счет своего отца в Мособлбанке. Перевод, поскольку он был в долларах, осуществлялся через корсчет в американском подразделении банка Standard Chartered. Платеж до адресата не дошел: американский банк заблокировал средства из-за того, что Мособлбанк находился под санкциями США.
В 2016-м Standard Chartered согласился разблокировать средства, но деньги были возвращены на счет россиянина, открытый в другом иностранном банке — Barclays, а уже с него тот перевел средства на счет в Сбербанке. Налоговая инспекция признала зачисление размороженных средств на счет в Barclays запрещенной валютной операцией, поскольку оно проходило без участия уполномоченного российского банка.
Каковы шансы Кузнецова добиться отмены штрафа через Верховный суд? Комментирует руководитель налоговой практики адвокатского бюро ЕПАМ Сергей Калинин:
— Разница между абсолютно формальным подходом налогового органа и подходом ЦБ. Он смотрит вглубь истории, вникает в то, как эта операция совершалась, при каких обстоятельствах и прочее-прочее. А позиция налогового органа очень простая: есть четкий список разрешенных валютных операций, в этом четком списке разрешенных операций нет такой операции. Все. Поэтому это незаконный перевод.
— На ваш взгляд, каковы шансы Кузнецова добиться отмены штрафа через Верховный суд? Может ли все-таки повлиять на позицию судей решение ЦБ?
— Я думаю, что повлиять, наверное, может, по крайней мере усомниться — точно. Я думаю, что и шансы в целом неплохие, вопрос только в том, захочет ли суд разбираться в этом вопросе или нет. Мне кажется, что все-таки здравый смысл должен возобладать, и в этой ситуации, конечно, очевидно, что никакой вины в совершении правонарушения здесь не было у физического лица.
Штраф, уплаченный Кузнецовым в прошлом году, стал первым в России известным случаем такого наказания для физлица за незаконные валютные операции с 2013 года, когда появилась соответствующая норма в КоАП. Кузнецов обжаловал решение ФНС в суде, который встал на сторону налоговой и отказался отменять штраф.
В ноябре Мосгорсуд, рассмотрев апелляционную жалобу, также отказался отменять решение налоговой инспекции. Теперь пострадавший от американских санкций россиянин собирается оспорить решение в Верховном суде.