Изменение НК в части торговли алкоголем усилит конкуренцию между малым и крупным бизнесом
Минпромторг взялся за разработку проекта поправок в Налоговый кодекс РФ, которые изменят схему получения лицензий на продажу алкоголя в рознице. Речь идет об установлении дифференцированного размера государственной пошлины: он будет зависеть от числа торговых точек и от того, где они находятся. Представители юридической отрасли утверждают: инициатива соответствует основной идее антикризисного плана, а потому позитивно отразится на конкуренции между малым и крупным бизнесом.
Выгода для малого бизнеса
Сейчас ретейлеры и общепиты платят за пятилетнюю алкогольную лицензию 65 000 рублей ежегодно, рассказал "Ведомостям" заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Если открывается новый магазин или ресторан, сеть обращается к уполномоченным органам, которые в имеющуюся лицензию вписывают новый адрес. В результате за пять лет выплачиваются 325 000 рублей плюс 3500 рублей за каждый дополнительный объект в документе.
Законопроект должен способствовать развитию конкуренции и вывести из тени нарушителей, говорят в Минпромторге. С торговых точек в сельских поселениях предложено брать по 20 000 рублей, в городах с населением до 200 000 человек – 30 000 рублей. Для остальных размер пошлины составит 50 000 рублей. Цифры еще могут быть скорректированы, добавляет чиновник.
Изменение порядка уплаты госпошлины действительно будет выгодно прежде всего малому бизнесу, имеющему пару точек продаж алкогольной продукции, поскольку для него общие расходы существенно сократятся, считает к. ю. н., партнер юридического бюро "Гамбит", Айнур Нуриев: например, за две точки в сельском поселении придется заплатить всего 40 000 рублей вместо 65 000 рублей по действующему законодательству.
Направление в сторону прогресса
Обсуждение вопроса, предусмотренного в дорожной карте по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, состоялось на заседаниях правительственной комиссии под председательством вице-премьера Александра Хлопонина. Известно, что в Росалкогольрегулировании считают целесообразным рассмотреть дифференцированный подход.
Инициатива направлена на установление своеобразной "прогрессивной системы" взимания платы за предоставление лицензий, считает старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Евгений Гурченко: "Безусловно, следует ожидать, что для компаний с небольшой сетью точек продаж такой подход действительно может снизить расходы". Но более крупным компаниям вряд ли следует ожидать уменьшения размера лицензионных платежей – по его мнению, "все будет зависеть от тех параметров, которые в итоге одобрит государство".
Ретейл: противостояние
На сегодняшний день в Москве действует 9539 лицензий на продажу спиртного в рознице – они выданы на 10 027 объектов. У розницы есть два варианта получить разрешение на торговлю алкоголем, говорит представитель департамента торговли города: первый – отдельная лицензия на каждое обособленное подразделение, второй – одна лицензия на организацию, в которой указаны все точки продаж алкоголя.
Обычно крупные сети получают лицензию на каждый магазин, но при спорных ситуациях, требующих соблюдение лицензионных условий, потенциальный риск создается только для деятельности одного объекта, подтверждает Оксана Токарева из российского Metro Cash & Carrу.
С начала 2015 года из-за кризиса наметилась тенденция: все больше точек включаются в действующие лицензии. У АО "Дикси Юг" (розничная сеть "Дикси") – 272 лицензии на 313 магазинов, у "Тандера" (магазины "Магнит") – 205 лицензий на 222 объекта, у ООО "Галерея Алекс" ("Шоколадница") – 48 лицензий на 121 точку, приводят данные столичные чиновники. Именно поэтому уплата пошлины за лицензию на каждый объект в Москве "затронет интересы в основном крупных сетевых компаний".
Позитивное влияние на конкуренцию
Дифференцирование размера государственной пошлины окажет положительное влияние на бизнес, комментирует инициативу Минпромторга юрист практики налогового и таможенного права юридической фирмы "ЮСТ" Никита Толкачев. В частности, новый способ определения размера пошлины будет в большей степени соответствовать принципу налогообложения, закрепленному в п. 3 ст. 3 НК РФ: "налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными".
"В настоящий момент размер пошлин для крупных торговых сетей является несущественным, учитывая размеры их оборота и прибыли, – подчеркивает он. – В то время как аналогичные затраты на лицензирование для малого бизнеса могут оказаться значительными, что безусловно негативно влияет на конкуренцию". Эксперт отмечает, что инициатива соответствует идее антикризисного плана Правительства РФ по поддержке малого и среднего бизнеса.
Нуриев, в свою очередь, настаивает, что мера вряд ли придется по душе представителям среднего и крупного бизнеса, поскольку с принятием обсуждаемых поправок вырастет количество компаний, желающих реализовывать алкогольную продукцию вовсе без лицензии, либо будут получать лицензии только на некоторые точки, например "только те, где риск "нарваться" на проверки выше".
Автор: Алина Ходырева