Минфин уточнил параметры теста на публичность для компаний, претендующих на получение льгот в рамках обновленного соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН). Компаниям зачтут депозитарные расписки наравне с акциями, но они должны торговаться на российской или кипрской биржах.
Напомним: в рамках обновленных конвенций по СИДНу с Кипром и Люксембургом публичные компании получили право на льготу по налогу на доход от дивидендов и процентов. Для признания компании публичной нужно соответствовать ряду параметров, в частности листинг ее акций должен проходить на зарегистрированной фондовой бирже, а доля акций в свободном обращении должна быть не ниже 15%.
До сих пор компании, выполняющие эти условия, не были уверены, что Минфин признает результаты теста. Ведь в тексте конвенций говорится об акциях, а компании, зарегистрированные на Кипре, представлены на биржах посредством депозитарных расписок. Теперь Минфин развеял эти опасения. «Терминологией соглашений с Кипром и Люксембургом определено, что для получения льготы по доходам в виде дивидендов обращаться на бирже могут как акции компании, так и депозитарные расписки по ним. Тогда как в отношении доходов в виде процентов пониженная ставка применяется при условии обращения на бирже исключительно акций», – отмечается в сообщении ведомства.
Интересно, что уточнение Минфина в отношении учета депозитарных расписок наравне с акциями не касается Мальты. «В мальтийском СИДНе отсутствует условие о приравнивании депозитарных расписок к акциям для целей применения льготы по дивидендам, – поясняет партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев. – Это не позволит публичным мальтийским компаниям, у которых на бирже котируются не акции, а депозитарные расписки, применять пониженную ставку налога на доходы у источника выплаты в РФ по дивидендам. Однако следует отметить, что на практике количество мальтийских публичных компаний с российскими «дочками» весьма ограниченно».
Одна угроза отпала, зато возникла новая. «Раньше компании думали, что сложность с признанием публичной компании заключается в том, что на бирже должны быть размещены именно акции, а не расписки, – рассказывает партнер направления международного налогового планирования PwC в России Михаил Филинов. – Теперь вышло уточнение, что акции приравниваются к депозитарным распискам. Но одновременно Минфин подчеркнул, что ценные бумаги должны торговаться именно на бирже в России или на Кипре».
Раньше бизнес был уверен, что, если акции торгуются в Лондоне или Нью-Йорке, можно получать прибыль в России и платить дивиденды, уплачивая налог по ставке 5%. «Но теперь выясняется, что они должны заплатить 15%. По сути, письмо Минфина дополнительно на 10% уменьшает прибыль, доступную для акционеров», – отмечает эксперт. По словам Филинова, от этой новации пострадает «5–7 публичных российских групп, у которых основная компания зарегистрирована на Кипре, а акции торгуются в Лондоне или Нью-Йорке, но не в России», причем сумма потерь для них окажется «действительно значимой».
Но есть и другие нюансы правоприменения новых СИДНов с офшорами. «Если в 2021 г. российская организация планирует выплатить процентный или дивидендный доход по ценным бумагам в пользу фактического получателя – налогового резидента Люксембурга, то такой доход может облагаться налогом у источника в России в прежнем порядке, – рассказывает партнер, руководитель практики оказания услуг в области международного налогообложения Deloitte в СНГ Елена Соловьева.
Это выгодно отличает Люксембург от Кипра и Мальты, налоговые резиденты которых уже в этом году не смогут рассчитывать на снижение налога, если они не отвечают новым условиям». Начиная с 2022 г. новые правила будут распространяться на проценты и дивиденды, получаемые налоговыми резидентами всех трех юрисдикций, добавляет Соловьева.
Учитывая, что различия в соглашениях России с Кипром и Люксембургом носят временный характер, при выборе иного, более выгодного места для локализации компаниям следует учитывать и особенности национальных законодательств этих стран. Учитывать национальные особенности гораздо выгоднее, чем ожидать дополнительных льгот от России.
«Например, ставка корпоративного налога на Кипре – 12,5%, а в Люксембурге – 25%, на Кипре нет налога у источника, т. е. любые выплаты, сделанные кипрской компанией в пользу нерезидента, не будут облагаться на Кипре, а в Люксембурге стандартная ставка налога у источника составляет 15%, – отмечает партнер, руководитель налоговой практики АБ ЕПАМ Сергей Калинин. – Преимущества одной юрисдикции перед другой, безусловно, есть, но, на мой взгляд, они больше связаны с национальными налогами, а не со льготами, предусмотренными соглашениями с этими странами».
Любовь Маврина / https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/23/859002-minfin-uzhestochil