16 июля 2021
Минэкономики предлагает реформировать правила приобретения крупных пакетов акций | комментарии Дмитрия Степанова для «Коммерсантъ»

Минэкономики предлагает существенно реформировать институт поглощений — покупки крупных пакетов акций. “Ъ” ознакомился с разработанным ведомством проектом изменений в закон «Об акционерных обществах (АО)» для устранения накопившихся в практике проблем. В частности, министерство предлагает уйти от определения аффилированности покупателей и продавца к оценке их «связанности» между собой. Ужесточаются правила обязательного выкупа — как через расширение этой обязанности для лиц, совместно с которыми получен контрольный пакет, так и за счет предоставления акционерам права требовать обратного выкупа. Юристы в целом приветствуют поправки, отмечая, что они закрывают значительное количество пробелов и возможностей для злоупотреблений при крупных сделках.

Минэкономики подготовило масштабные поправки, касающиеся приобретения крупных пакетов акций публичных АО (более 30%, 50% и 75% голосующих акций). В ведомстве отмечают, что полноценный институт поглощений появился в российском законодательстве еще в 2006 году, но за этот срок выявлен ряд недостатков и проблем, вызвавших необходимость внесения изменений. Как поясняет замглавы Минэкономики Илья Торосов, «это давно ожидаемая и значимая реформа, которая будет способствовать повышению качества корпоративного регулирования в России, а значит, инвестиционной привлекательности страны». Документ готовился в рамках плана ведомства по трансформации делового климата, но это не первая попытка: еще в 2011 году ФСФР готовила схожий документ.

Среди ключевых нововведений — отказ от определения «аффилированных лиц»—покупателей крупных пакетов в пользу понятия «связанности между лицами».

Речь идет о близких родственниках и подконтрольных им лицах, подконтрольных и контролирующих лицах, а также лицах, действующих согласованно (например, между ними заключено письменное или устное соглашение о покупке, контроле, голосовании или политике при управлении ПАО). Как поясняет господин Торосов, «тенденцией последних лет является использование в корпоративном законодательстве именно понятия контролирующих и подконтрольных лиц, определение которых в законе об АО и в законе о рынке ценных бумаг лучше описывает лица, осуществляющие как прямой, так и косвенный контроль».

Также предлагается пересмотреть перечень случаев, когда акционерам должно быть предоставлено право продать получившему контроль лицу принадлежащие им акции. Сейчас оно возникает только после приобретения ценных бумаг контролирующим лицом — получение покупателем возможности косвенного или совместного распоряжения голосами (например, через покупку компании-акционера) закон не регулирует. По мнению Минэкономики, это дает лицу, фактически не являющемуся владельцем крупного пакета, «все преимущества и выгоды», связанные с обладанием им, но не обязывает его направлять обязательное предложение (оферту) о выкупе акций другим владельцам — это выгоднее, а значит, приобретение голосующих акций ПАО постепенно может замещаться получением косвенного контроля.

Для борьбы с этим явлением Минэкономики предлагает распространить обязанность по направлению оферты на связанных лиц, которые совместно превысили порог владения 30%, 50% или 75% голосующих акций или стали контролирующими. Одновременно вводятся механизмы принуждения контролирующих лиц направлять оферты.

Сейчас акционер, получив контроль, ограничивается на собраниях 30% (или 50%, 75% в зависимости от размера пакета) общего количества голосов с момента приобретения крупного пакета — что, по сути, оставляет за ним большинство. Проект предлагает ограничивать эту долю при нарушениях обязанности по направлению оферты жестче: для владельцев более 30% — 3/7 от общего числа голосов других акционеров, покупатель пакета до 50% получит не более половины голосов, а 75% — не более 75% минус один голос.

Также вводится право акционеров требовать у лица, получившего контроль над компанией, приобретения всех или части их акций, если он это не сделал. По мнению партнера АБ ЕПАМ Дмитрия Степанова, «наконец-то решается одна из самых острых практических проблем — это заставит работать механизм обязательного предложения». [...]

Как отмечает Дмитрий Степанов, этот вопрос также многие годы стоял на практике: приобретатель, не желавший переплачивать за выкупаемые акции, ждал полгода, после чего делал предложение по цене, определенной оценщиком или сложившейся на рынке. Минэкономики предлагает в случае нарушения срока направления оферты отсчитывать полгода от даты его истечения. [...]

Евгения Крючкова, Газета "Коммерсантъ" №123 от 16.07.2021

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ