Не сеяно, не пахано
За неиспользование сельхозземель будут брать повышенный налог
В Госдуму поступил законопроект, вносящий изменения в статьи 85, 396 НК РФ. Документ обязывает органы госвласти, осуществляющие государственный земельный надзор, сообщать в налоговый орган сведения о неиспользовании земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также информацию об устранении подобного нарушения. Получив информацию, налоговики будут начислять повышенную ставку налога собственникам, которые не используют сельхозземли по назначению. Изменения дают возможность применять повышенную ставку земельного налога в 1,5% от кадастровой стоимости в отношении сельхозучастков и земель в составе зон сельхозиспользования в населенных пунктах в течение того налогового периода, в котором установлено нарушение.
Эксперт проекта "Общественная Дума" Сергей Литвиненко считает, что повышенный налог не испугает собственников сельхозугодий, так как в законодательстве уже есть меры воздействия на них: "Такие земли могут использоваться как для ведения сельхозпроизводства, так и для занятий отдельными видами охотничьего хозяйства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельхозяпроизводством целей. Понятие "неиспользование земель" в контексте законопроекта подразумевает отсутствие указанных видов деятельности на имеющих участках. Согласно ст. 6 закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года за такой проступок земли могут быть изъяты в принудительном порядке у собственника или пользователя участка, пренебрегшего своей обязанностью. И если на владельцев земли не действует угроза изъятия земель, то вряд ли ситуацию существенно изменит повышение налоговых ставок. Причем там, где земли не используются под сельское хозяйство из-за тяжелого финансового положения собственников, повышение налоговых ставок только усугубит ситуацию". Этой точки зрения придерживается и Марк Ровинский, замглавы налоговой практики адвокатского бюро ЕПАМ: "Сама по себе идея стимулировать использование земель сельхозназначения и вовлекать их в сельхозоборот правильная, однако маловероятно, что этого можно достичь за счет введения дополнительных налоговых обременений для сельскохозпроизводителя. Если у фермера есть земля, но нет средств для ее обработки, взимание налога по повышенной ставке не решит эту проблему. Если же земля изначально приобреталась в иных целях, например, для проектов в сфере строительства, то предприниматели будут менять ее статус с тем, чтобы не попасть в сферу применения нового правила. Поэтому вряд ли предлагаемое нововведение можно считать полезным для сельскохозяйственного бизнеса, скорее, эффект будет обратным".
Эксперты сходятся во мнении, что законопроект работает над следствием, вместо того чтобы устранять первопричину проблемы. "Вводимая мера не устранит основных причин неиспользования земель сельхозназначения, например, их низкого качества в отдельных регионах страны или невозможности выращенной сельхозпродукции конкурировать с более дешевыми импортными товарами", - считает Жанна Колесникова, юрист адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры". То есть закон о повышенной ставке для неиспользуемых земель может хорошо работать только в комплексе с мерами, стимулирующими сельхозотрасль.