Иностранных агентов хотят поставить вне закона
СПЧ предлагает ликвидировать закон об НКО
Председатель президентского совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов предлагает кардинальную реформу законодательства о некоммерческих организациях (НКО). Речь фактически идет об отмене закона об НКО, который стал поводом для массовых проверок общественных организаций. Господин Федотов обратился к председателю президентского совета по кодификации гражданского законодательства Вениамину Яковлеву с просьбой "рассмотреть целесообразность упразднения закона об НКО в свете модернизации Гражданского кодекса".
"Мы настаиваем, что некоммерческий сектор должен регулироваться Гражданским кодексом, в котором прописано все, что требуется для работы общественных и правозащитных организаций",— заявил "Ъ" председатель совета Михаил Федотов.
Совет уже неделю рассматривает возможность серьезной корректировки закона об НКО, но до этого столь радикально вопрос не вставал. Так, согласно первому варианту поправок, иностранным агентом предлагалось считать ту НКО, которая за счет иностранного государства или принципала (зарубежного юридического лица) совершает сделки, получая за это агентское вознаграждение. По второму варианту, иностранным агентом признается организация, которая за счет иностранного государства или принципала преследует политические цели и получает за это вознаграждение (см. "Ъ" от 17 апреля).
"Всего сейчас обсуждается около пяти различных сценариев поправок",— отметил господин Федотов. При этом идею ликвидировать закон об НКО господин Федотов уже начал продвигать среди кураторов реформы Гражданского кодекса. Он направил письмо председателю президентского совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Вениамину Яковлеву, попросив того "рассмотреть целесообразность упразднения закона об НКО в свете модернизации Гражданского кодекса".
Получить комментарии господина Яковлева вчера не удалось. По словам одного из авторов идеи ликвидации закона об НКО, члена совета Павла Чикова, "это единственная возможность не городить огород из поправок, а просто очистить законодательство от лишнего мусора". "Гражданский кодекс — документ, который юридически имеет приоритет над профильным законодательством. При ликвидации закона об НКО в Гражданском кодексе останутся базовые положения, регулирующие деятельность некоммерческого сектора, а все лишнее, что привнесено в последнее время,— положение об экстремизме, иностранных агентах, политической деятельности,— удалится само по себе",— объяснил господин Чиков.
Михаил Федотов напоминает, что в Гражданском кодексе есть ст. 1005, которая дает определение агентскому договору и в которой упоминается иностранный принципал. "Если есть агентский договор с принципалом у организации — она агент, если нет — не агент",— подчеркнул председатель совета.
По мнению старшего юриста адвокатского бюро ЕПАМ Максима Распутина, инициатива "наивная". "Гражданский кодекс устанавливает общие требования для НКО, не более. Профильный закон конкретнее, он устанавливает более детальные правила, в том числе по административным вопросам, которым в Гражданском кодексе не место",— заявил "Ъ" господин Распутин. Управляющий партнер агентства "Дмитрий Матвеев и партнеры" Дмитрий Матвеев, напротив, высоко оценивает "юридическую технику предложения президентского совета". "Идея прогрессивная — не плодить законы, а регулировать некоммерческий сектор всеобъемлющим документом",— отметил "Ъ" господин Матвеев. "Но есть еще вопрос содержания: нет никакой разницы, в каком документе будут положения, которые не устраивают правозащитников,— в профильном законе или Гражданском кодексе. Не исключаю, что возможен вариант переноса положения об иностранном агенте в Гражданский кодекс, если это будет необходимо с политической точки зрения",— резюмировал юрист.
Вячеслав Козлов