Правка поправок
Минэкономразвития представило свой вариант изменений в Гражданский кодекс
Евгений Арсюхин
Минэкономразвития опубликовало на своем сайте проект доклада правительства президенту, к которому приложен проект поправок во все части Гражданского кодекса. Вариант министерства учитывает многие замечания юридических компаний и экспертов, раскритиковавших прежний вариант поправок за стремление «все зарегулировать».
Обновить Гражданский кодекс (ГК) президент поручил еще в 2008 году. Изменения должны были помочь улучшению инвестиционного климата, в том числе реализации проекта по созданию в России международного финансового центра. Однако поправки, разработанные Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте, не понравились многим юристам-практикам. 11 крупных юридических фирм создали НП «Содействие развитию российского корпоративного права» специально, чтобы поучаствовать в реформировании ГК — в декабре они представили свои замечания к законопроекту. Президент поручил законопроект доработать, на это отводился месяц, но чиновники в срок не уложились. В мае появилась информация, что поправки могут быть внесены в Думу в обход правительства, а дорабатывать их будут уже депутаты. Юристы встревожились, 19 мая некоммерческое партнерство выступило с открытым письмом министру экономического развития Эльвире Набиуллиной, в котором выражено «серьезное беспокойство по поводу содержания некоторых положений предлагаемого проекта изменений в Гражданский кодекс». В письме было перечислено без малого два десятка разногласий.
Но пока поправки в Думу так и не внесены. А опубликованный Минэкономразвития вариант уже учитывает многие замечания юристов. Кроме того, он открыт для публичного обсуждения. Как объяснил «МН» директор департамента инновационного развития и корпоративного управления министерства Иван Осколков, номинальный срок для приема замечаний — конец августа. Президент Объединения корпоративных юристов (ОКЮР) Александра Нестеренко не исключает, что ОКЮР использует лето, чтобы еще раз напомнить о своей позиции Минэкономразвития.
«В том варианте поправок, который предлагает Минэкономразвития, учтены многие предложения НП «Содействие развитию корпоративного права», так же как и предложения Ассоциации корпоративных юристов России, РСПП, рабочей группы Совета при президенте по развитию финансовых рынков», — объяснил Осколков «МН». По его мнению, важно не повторить ошибок, совершенных при подготовке концепции поправок, не прошедшей широкого публичного обсуждения, подготовленной юристами-теоретиками и в итоге не соответствующей потребностям российской экономики.
Так, в прежней версии предполагалось установить минимальный уставный капитал для ООО — 500 тыс. руб. (сейчас — 10 тыс. руб.), АО — 5 млн руб. (сейчас — 100 тыс. руб.). Эта новация вызвала особо резкую критику: «Нововведения способны оказать серьезные негативные последствия, прежде всего в сфере малого бизнеса», — говорилось в декабрьских замечаниях юридических компаний. От этого отказались, теперь в документе зафиксирован статус-кво (10 и 100 тыс. руб.). Во-вторых, расстались с идеей тотальной юридической экспертизы уставных документов вновь создаваемых компаний. В-третьих, решили не передавать ведение реестра юрлиц от ФНС Минюсту.
«Если охарактеризовать коротко необходимые новации, то сказал бы, что гражданское законодательство должно позволить участникам оборота больше гибкости в отношениях между собой», — объясняет позицию министерства Осколков. Нужно подчеркнуть принцип свободы договора, предоставив возможность участникам экономических отношений самим формировать условия взаимоотношений между собой, в том числе корпоративные отношения. Российские компании уходят в зарубежные юрисдикции, в том числе из-за жестких законодательных рамок. Пример — акционерное соглашение. «Потребовалось в законе написать, что его можно заключать, хотя два акционера одной и той же компании вполне могли бы заключить между собой такое соглашение с любыми незапрещенными условиями, просто основываясь на принципе свободы договора», — указывает Осколков.
«Владельцы «прячутся» в офшорах не столько ради того, чтобы сэкономить на налогах, а прежде всего из-за несовершенства российского корпоративного законодательства. Там можно делать много такого, чего нельзя здесь», — согласен с такой логикой Максим Распутин, старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ. Однако он уверен, что основная борьба вокруг поправок еще впереди и не факт, что именно опубликованный Минэкономразвития вариант станет законом.