30 марта 2012
LegalInsight.ru публикует пост-релиз по итогам конференции «ВТО: возможности и риски для российского бизнеса»

Обзор Международной конференции «ВТО: возможности и риски для российского бизнеса» (28 марта 2012, Москва)

В рамках Международной конференции «ВТО: возможности и риски для российского бизнеса», состоявшейся 28 марта, юристы АБ ЕПАМ, ведущие эксперты в области международного торгового и таможенного права, представители ВТО и сотрудники профильных министерств и ведомств обсудили перспективы и основные проблемы, с которыми придется столкнуться представителям российского бизнеса ввиду вступления России во Всемирную торговую организацию, а также наметили пути их решения.

Партнер АБ ЕПАМ Иван Смирнов в начале конференции обозначил основные моменты, заставляющие обращать на себя внимание бизнеса в условиях международной торговли товарами в рамках ВТО. Каковы новые правила игры и кроется ли в ВТО какая-либо опасность для российских компаний? Как изменяется система тарифных мер регулирования торговли в рамках ВТО? Какие технические барьеры препятствуют торговле в Таможенном Союзе и ВТО? Как практически подготовить компанию к работе в условиях ВТО? Об этом и многом другом Иван Смирнов поведал в рамках своего доклада в первой сессии конференции.

Так, например, применительно к степени готовности самого государства к правилам торговли в ВТО было замечено, что на данный момент у государства нет понимания того, кто и за что будет отвечать, нет необходимого количества экспертов, аналитиков и чиновников – специалистов в области ВТО, а также отсутствует единый орган или система органов «одного «окна». Есть проблема координации с регионами, и нет единой торговой политики или стратегии с привязкой к ВТО.
Следствием «неготовности» государственного аппарата становится, в том числе, неподготовленность бизнеса к торговле в ВТО. Пока нет разработанных и принятых бизнес-стратегий, нет профильных специалистов. Бизнес не может использовать государственные механизмы, поскольку последние, как было упомянуто выше, не разработаны.

В завершение своего доклада Иван Смирнов предложил пути решения упомянутых проблем. Такими, например, являются массовое и исчерпывающее информирование бизнеса о рисках и возможностях в связи со вступлением в ВТО, разработка эффективного механизма взаимодействия государства с бизнесом (при этом важно определить государственный орган, который будет отвечать за разработку торговой политики и участие в ВТО), определение основных торговых партнеров Российской Федерации, использование негосударственных методов защиты рынка.

Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А.В.Зажигалкин в своем докладе затронул тему технических барьеров в торговле в Таможенном Союзе и ВТО.

В ходе доклада было детально разобрано Соглашение о технических барьерах в торговле, основной целью которого является содействие международной торговле за счет снятия технических барьеров. Докладчик также рассматривал основные положения заключенного ранее, 18 ноября 2010 года, Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Подробно были разобраны этапы вступления в силу технических регламентов Таможенного Союза. К примеру, для пиротехники технические регламенты вступили в силу 15 февраля 2012 года. А вступление в силу технических регламентов применительно к автодорогам и колесным транспортным средствам намечено на 15 февраля 2015 года. По ходу доклада Зажигалкин заметил, что с точки зрения Европейского Союза и США основными барьерами в нормативной базе России, не соответствующими положения Соглашения о технических барьерах в торговле, являются, например, то, что в России невозможно подтвердить соответствие продукции обязательным требованиям в форме самостоятельного принятия декларации иностранной фирмой. Телекоммуникации, продукция государственного оборонного заказа, медицинское оборудование, а также атомная промышленность и др. выведены из-под сферы действия Закона о техническом регулировании и выведены из-под определения «техническое регулирование», что также, по мнению зарубежных экспертов, является своего рода препятствием законодательства.

По мнению докладчика В.Ю.Сурвилло, вице-президента «Деловой России», председателя совета директоров ГК «Эспро», большинство представителей бизнеса видят только позитивные моменты от вступления России в ВТО и не видят необходимости уделять особенное внимание мерам по подготовке к вступлению в ВТО.

Юрист АБ ЕПАМ Владимир Таланов сосредоточился в своем докладе на сфере регулирования тарифов в системе ВТО и правилах подсчета тарифов на продукцию. Были приведены также отдельные примеры определения тарифных ставок. Второй доклад Владимира Таланова был посвящен проблемам и специфике охраны интеллектуальной собственности в рамках ВТО и системе организации государственной закупок.

Представитель Минпромторга России Н.В.Минашкина рассказала присутствующим о назначении и содержании мер защиты внутреннего рынка. Так, например, для случаев недобросовестной конкуренции полезным оказывается применение антидемпинговых и компенсационных мер. А против возросшего импорта спасают специальные защитные меры.

Для корректного восприятия присутствующими Н.В.Минашкина упомянула, что демпинговый импорт – это импорт товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара в стране экспорта. При этом важно также отметить, что антидемпинговые меры могут применяться при наличии целого ряда условий: (1) только по результатам расследования, (2) если доказан факт демпинга, есть материальный ущерб отрасли/угроза нанесения материального ущерба и (3) причинно-следственная связь.

Применение компенсационных мер способствует нейтрализации воздействия субсидируемого товара и следует при выявленном в ходе расследовании факте субсидирования, наличия материального ущерба и причинно-следственной связи.

А специальная защитная мера есть мера по ограничению возросшего импорта и может быть применена к товару только в том случае, если установлено, что импорт этого товара осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики или создает угрозу причинения такого ущерба.

Применительно к российской практике законодательства по специальным защитным, антидемпинговым и компенсационным мерам в ходе доклада было упомянуто, что впервые такое законодательство появилось в 1998 году. А в целях приведения его в соответствие с требованиями ВТО был принят Федеральный закон №165-ФЗ от 8 апреля 2008 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Советник АБ ЕПАМ Глеб Бялый в своем докладе поднял тему возможных рисков инициирования торговых расследований против российских товаров и обеспечения и сформулировал общие принципы, соблюдение которых, по его мнению, поможет избежать искусственного инициирования расследований.

Представители международной юридической фирмы «Sidley Austin LLP» партнер Арно Уиллемс и соуправляющий партнер Скотт Андерсенособенное внимание в своих докладах уделили, в том числе, мерам по подготовке, информированию и коммуникациям в рамках и в связи с ВТО. По их мнению, молчание и неведение в условиях расширения пространства ВТО и усиления торговли в ВТО недопустимы.

Также, ссылаясь на материалы докладов конференции, важно отметить, что вступление России в ВТО сопряжено с рядом трудностей по причине объявленного Россией при вступлении в ВТО статуса. По данным Минэкономразвития РФ, Россия заявила себя в качестве развитой страны, в отличие, например, от Китая, который входил в ВТО на правах развивающейся страны.

Заявленный статус не позволяет получить дополнительные существенные преференции и послабления в части применения соответствующих соглашений ВТО. К примеру, в связи с выбранным статусом утрачена возможность получения «технической» поддержки: предоставление грантов на обучение и финансирование образовательных программ для представителей российского бизнеса и государственных органов за счет ВТО ввиду заявленного статуса невозможны.

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ