КС РФ 19 апреля огласил свое решение по результатам проверки конституционности ч. 1 и п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ, а также п. 1 примечаний к данной статье, остановив тем самым дискуссию в части определения дохода для целей привлечения лица к уголовной ответственности за ограничение конкуренции (постановление от 19.04.2023 № 19-П, далее — Постановление). Эксперты рассказали газете «ЭЖ-Юрист» о существовавших разногласиях в подходах к определению размера дохода для целей привлечения лица к уголовной ответственности за ограничение конкуренции и о том, как принятое постановление КС РФ повлияет на практику. <…>
Корней Подвойский, юрист уголовно-правовой практики АБ ЕПАМ:
«Так, в 2019 г. правительством в Госдуму был внесен законопроект № 848246-7, которым предлагалось в примечании к ст. 178 УК РФ закрепить вышеуказанный порядок расчета размера дохода от картеля. В основе такого расчета — применение по аналогии положений п. 12 и 13 Постановления Пленума ВС РФ № 23, в соответствии с которыми доходом от незаконного предпринимательства является вся выручка от незаконной деятельности без вычета расходов. Позиция правительства нашла свое выражение не только в законодательной инициативе, но и в п. 1.5 «Методических рекомендаций по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (ст. 178 УК РФ)», утв. приказом ФАС России от 08.08.2019 № 1073/19.
Однако ВС РФ в отзыве на законопроект указал, что, исходя из п. 13 «Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции», утв. Президиумом ВС РФ 16.03.2016, по смыслу ст. 178 УК РФ под доходом в крупном размере должен пониматься именно доход, полученный от неправомерных действий (бездействия), а не вся полученная от реализации такой продукции выручка (официальный отзыв ВС РФ от 24.06.2019 № 4-ВС-4094/19).
Несколько лет судебная и следственная практика пребывали в состоянии турбулентности, не имея единого ориентира в том, как именно нужно рассчитывать размер дохода от картельного сговора, а сам законопроект был «заморожен». Лишь в декабре 2022 г. законопроект наконец-то был рассмотрен и принят Госдумой в первом чтении.
Сразу вслед за этим и КС РФ дал положительную оценку данному законопроекту, прямо признав за законодателем право на его принятие. И хотя КС РФ подчеркнул, что предлагаемое правительством примечание к ст. 178 УК РФ лишь текстуально закрепляет правильное понимание термина «доход», такая оценка законопроекта имеет признаки предварительного нормоконтроля, что весьма нетипично в делах по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав.
С принятием постановления по этому делу тем самым позиция КС РФ не только создает правовую определенность в понимании ст. 178 УК РФ, но и формирует предпосылки для активизации уголовно-правого инструментария борьбы с картелями, который ранее всегда имел «спящий» характер. В этом свете определенное беспокойство вызывает тот факт, что КС РФ прямо указал на необходимость привлечения к уголовной ответственности не только за оконченное преступление, но и за покушение или даже приготовление к заключению картельного сговора, то есть за деяния, которые не причинили ущерба. Если такая квалификация получит распространение, это может повлечь дополнительные риски участия в государственных закупках».
Полностью материал доступен по ссылке (по подписке).
«ЭЖ-Юрист» №16 (1267) 2023.