Любой политико-правовой спор юристов всегда сводится к поиску оптимальной, самой правильной, верной, наиболее эффективной правовой конструкции. При этом каждая спорящая сторона приводит свой набор аргументов, почему именно отстаиваемое ею юридическое решение является верным, а то и единственно правильным и возможным. Рано или поздно такого рода споры приводят к обсуждению вопроса эффективности правового регулирования или эффективности права вообще: почему конкретное юридическое решение правильно?
Настоящая работа посвящена центральной проблеме экономического анализа права, а шире — любого политико-правового исследования: что понимать под эффективностью правового регулирования. Речь в статье идет о регулировании экономической деятельности, когда государство, преследуя легитимные цели, навязывает участникам оборота определенные нормативные модели поведения. Как оценить, эффективно ли конкретное политико-правовое решение с позиций экономической логики? В статье детально рассматриваются понятие Парето-улучшения, критерии эффективности по Парето и Калдору — Хиксу, даются иллюстрации этих критериев на примере недавних реформ гражданского законодательства. Кроме того, анализируются теоретические проблемы, связанные с применением каждого из обозначенных критериев в рамках совершаемого политико-правового выбора. Завершает исследование обзор проблемных вопросов экономического анализа права, связанных с рассмотренными критериями эффективности, а также обозначается исследовательская повестка для российской юридической науки и экономического анализа права на будущее.
Ключевые слова: эффективность регулирования, Парето-эффективность, эффективность по Калдору — Хиксу, политика права, ценность в праве
С подробным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.
Статья опубликована в «Вестнике экономического правосудия Российской Федерации» №5/2017.