Buyback глубокого бурения
Обратный выкуп акций EDC натолкнулся на миноритариев
Основные акционеры крупнейшей буровой компании России Eurasia Drilling Company (EDC), намеревающиеся выкупить ее, могут столкнуться с проблемами. Один из миноритариев EDC — инвестфонд UCP Ильи Щербовича — не согласен с объявленной ценой выкупа акций и призвал других миноритариев не принимать оферту. Как полагают источники "Ъ", основные акционеры ЕDС в итоге собираются продать ее крупной российской нефтекомпании, но есть риск того, что UCP оспорит buyback в суде Каймановых островов. Это как минимум может затянуть сделку на неопределенный срок.
Инвестфонд United Capital Partners (UCP), контролируемый Ильей Щербовичем, вчера выступил против условий обратного выкупа акций, предложенных миноритариям менеджментом Eurasia Drilling Company (фактически контролирует компанию). По заявлению фонда, он владеет 1,825% акций EDC, стоимость доли сейчас составляет около $30,7 млн. В UCP считают, что цена выкупа ($11,75 за акцию), является заниженной. В фонде напоминают, что Schlumberger (собиралась поглотить EDC в этом году, но так и не дождалась разрешения от властей РФ) планировала выкупить акции EDC по $22 за бумагу. При этом средняя стоимость акции EDC за год, предшествующий объявлению о сделке со Schlumberger (было сделано в январе), составляла $17,2 (вчера бумага стоила $11,4). Наконец, по мнению UCP, предложенные менеджментом EDC условия buyback оценивают компанию с 60-процентным дисконтом по сравнению с сопоставимыми международными компаниями. Поэтому UCP призвал и других миноритариев отказаться от buyback на этих условиях. Внеочередное собрание акционеров EDC для их одобрения назначено на 13 ноября. В EDC отказались от комментариев, заметив, что недовольные миноритарии имеют право обратиться в суд Каймановых островов, поскольку EDC зарегистрирована в этой юрисдикции.
EDC — нефтесервисная компания, работающая в России, создана на базе буровых активов ЛУКОЙЛа. Основные акционеры — гендиректор Александр Джапаридзе (30,2%), Александр Путилов (22,4%), еще около 3% акций подконтрольны главе ЛУКОЙЛа Вагиту Алекперову. Выручка в 2014 году — $3 млрд, чистая прибыль — $421 млн. Капитализация на LSE — $1,68 млрд.
То, что судебный процесс может проходить на Каймановых островах, благоприятно для UCP, считают собеседники "Ъ" на рынке. Партнер одной из крупных международных юридических компаний напомнил "Ъ", что в конце августа в похожем споре между "Интегрой" и ее миноритарием — фондом East Capital — суд этого островного государства встал на сторону последнего. Но ряд собеседников "Ъ" удивило то, что UCP публично заявил свои требования, поскольку это потенциально затруднит достижение соглашения с менеджментом EDC. "Призыв к миноритариям отказаться от оферты наводит на мысль, что целью UCP может быть не только увеличение цены, но и затягивание сделки",— говорит один из источников "Ъ", напоминая, что фонд господина Щербовича считается дружественным главе "Роснефти" Игорю Сечину (в 2012-2013 годах инвестор входил в совет директоров нефтекомпании). Как отмечали собеседники "Ъ", господин Сечин выступал против сделки EDC со Schlumberger, а в прошлом году "Роснефть" отказалась от большей части контрактов с EDC на бурение скважин.
С другой стороны, миноритариев EDC можно понять, поскольку после buyback и делистинга с LSE компания почти наверняка будет продана российскому инвестору и, весьма вероятно, с премией, считает другой собеседник "Ъ". Миноритарии будут лишены возможности получить выгоды от этой сделки, хотя источники "Ъ" уверены, что сейчас UCP при продаже акций по $11,75 понесет убытки. В самом фонде, впрочем, заявили "Ъ", что "речь об убытках здесь вообще не идет". "В этой ситуации UCP мог бы попросить суд принять обеспечительные меры, которые запретили бы EDC проводить делистинг",— предполагает собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией. Обеспечительные меры могут применяться в таких спорах, согласен партнер адвокатского бюро ЕПАМ Михаил Казанцев. По его мнению, главной задачей миноритария станет доказывание того, что стоимость компании в рамках buyback была действительно занижена. Юрист отмечает, что подавляющее большинство подобных споров заканчивается заключением мирового соглашения.
Юрий Барсуков