Запрос в офшор направлен
ФНС получит право собирать данные из низконалоговых юрисдикций
Российские налоговики смогут запрашивать данные о налогоплательщиках из низконалоговых юрисдикций даже в случае отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения с конкретной страной — проект типового договора об обмене данными, одобренный правительством, был обнародован в понедельник. Соглашения позволят получать данные о конечных бенефициарах из большинства действующих офшоров, но до этого Госдуме еще предстоит ратифицировать конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам.
Новое типовое соглашение предусматривает обмен данными между налоговыми органами по официальному запросу и распространяется на информацию, "находящуюся в распоряжении банков, других финансовых организаций и лиц, действующих на правах агента или доверенного лица, включая номинальных держателей и доверительных управляющих". Предполагается, что налоговики смогут запрашивать данные о всей цепочке собственников компаний, учредителях и бенефициарах трастов и фондов, противоположная сторона должна будет предоставить информацию о налогоплательщиках не позднее чем через три месяца после отправки запроса.
Разработка нового соглашения началась после подписания Россией конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам в конце 2011 года (документ направлен на ратификацию в Госдуму в начале июня этого года). Присоединение к ней позволяет странам-участницам рассчитывать на обмен данными о налогоплательщиках. Документ уже подписали 64 страны, в их числе США, страны Евросоюза (включая Люксембург, Нидерланды и Ирландию), Швейцария. С начала этого года Великобритания распространила действие конвенции и на зависимые территории, включая Каймановы и Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, остров Мэн. Типовое соглашение, в свою очередь, является одним из инструментов обмена данными в рамках конвенции в случае отсутствия у сторон договора об избежании двойного налогообложения. Отметим, что в обновленных договорах (в частности, у РФ с Кипром) это условие уже содержится — однако ни с одним из действующих "черных" офшоров подобных договоров у России нет.
Налоговиков больше всего заинтересует информация о конечных бенефициарах, финансовая отчетность компаний, проводки по банковским счетам, данные сервисных управляющих из БВО, Лихтенштейна, уже присоединившихся к конвенции, и других стран, говорит партнер Baker Tilly Рустам Вахитов. Игорь Шиков, глава налоговой практики адвокатского бюро ЕПАМ предупреждает, что пока у госорганов офшорных юрисдикций, как правило, нет необходимых данных — так что содержащаяся в соглашении норма о предоставлении лишь тех данных, которые могут собрать налоговые органы запрашиваемой стороны, может сама по себе стать препятствием для обмена. "В БВО и подобных офшорах не регистрируются составы участников фондов и трастов, что усложняет отслеживание конечных бенефициаров",— поясняет эксперт. Впрочем, уже в ближайшее время ситуация может измениться: ОЭСР постепенно ужесточает контроль за предоставлением отчетности, так что типовое соглашение может стать и подготовительной базой для перехода к автоматическому обмену налоговой информацией",— замечает Рустам Вахитов.
Татьяна Едовина