Мал и насильно мил
Крупный частный бизнес могут обязать проводить закупки у малых компаний
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена принудительно обеспечить малому и среднему бизнесу долю в заказах крупных частных компаний — по аналогии с действующими нормами о госконтрактах. Соответствующую норму могут включить в рассматриваемые сейчас Госдумой поправки к закону о защите конкуренции. Малый бизнес идею приветствует, однако понимания того, как именно она может быть реализована, у чиновников пока нет. По мнению юристов, контролировать исполнение предлагаемой нормы будет весьма сложно.
ФАС предложила включить в закон о защите конкуренции норму, обязывающую крупный частный бизнес размещать часть заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В рабочей версии проекта (есть у "Ъ") к такому бизнесу относятся компании с годовой выручкой свыше 7 млрд руб. Предполагается, что новелла появится в "антикризисном" проекте поправок к закону о защите конкуренции, принятом в первом чтении Госдумой 15 сентября (см. "Онлайн" от 16 сентября). Эту новацию ФАС вчера представила на совместном заседании службы и некоммерческого партнерства "Содействие развитию конкуренции", которое объединяет юристов антимонопольных практик.
Ранее о том, что малому бизнесу надо обеспечить "конкурентный доступ к ресурсам крупных компаний", заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов — на юбилейной коллегии ФАС 23 сентября. Напомним, сейчас для МСП установлена доля в госконтрактах в размере 18% от объема закупок (на практике она, впрочем, в полном объеме не исполняется — из 47 госкомпаний, зарегистрированных на федеральном сайте поддержки и развития МСП, регламенты проведения закупок, в том числе у малых компаний, есть только у семи).
"Надо создать стимулы, чтобы экономически выгодно было работать с малым бизнесом",— сказал вчера в ходе заседания заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский, аргументируя необходимость расширения квоты и на частный бизнес. Он сообщил, что поправки через две недели будут обсуждаться на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова и "так или иначе будут реализованы". Впрочем, оговорился чиновник, возможна "непростая реакция" крупного бизнеса, поэтому ведомство "торопиться не будет". Другой замруководителя ФАС Андрей Цыганов отметил, что технически нормы могут быть реализованы по аналогии с принятыми в июле поправками к закону о закупках госкорпораций, которыми последних обязали проводить закупки у МСП по инвестконтрактам, финансируемым государством, и установили для них порядок и сроки отчетности.
Пока у ФАС нет конкретики в отношении многих параметров инициативы: порога выручки (7 млрд руб.— еще не окончательная цифра), способа закупок, возможных санкций, а также отраслей, для которых новелла может действовать. "Устанавливать подобные нормы надо очень осторожно, с учетом оценки всех последствий",— сказала "Ъ" участвовавшая в заседании Председатель Генерального совета НП «Содействие развитию конкуренции», адвокат Анна Нумерова. По ее мнению, контроль исполнения предлагаемой нормы будет затруднителен.
Малый бизнес инициативу ожидаемо поддерживает. "Тема кооперации с крупным бизнесом — правильная и имеет все шансы на успех",— сказал "Ъ" руководитель Центра экспертизы "Опоры России" Иван Ефременков. В "Опоре" считают, что государство вряд ли даст крупному бизнесу налоговые преференции в связи с этой инициативой, полагая, что "основным стимулом должна быть экономическая целесообразность". Крупный бизнес официально новость от ФАС не комментирует. Источник, близкий к РСПП, заявил "Ъ", что стимулирующие меры всегда эффективнее принуждения. Пока, по сведениям "Ъ", понимания того, как можно реализовать эту инициативу (через объем закупок или некий список продукции), нет ни у крупного бизнеса, ни у правительства
Софья Окунь, Дарья Николаева