19 ноября 2012
«Коммерсант» публикует комментарий Андрея Порфирьева в статье об оспаривании в суде итогов торгов по продаже доли в компании

Вагоны довезли до суда

"Сичтема" оспорила продажу блокпакета ПГК

АФК "Система" все-таки оспорила в суде продажу 25% акций Первой грузовой компании (ПГК) холдингу UCLH Владимира Лисина. Однако после резко отрицательной реакции правительства на попытку "Роснефти" заблокировать приватизацию "СГ-Транса", который купила сама "Система", просить об обеспечительных мерах АФК не планирует, поэтому UCLH сможет закрыть сделку по покупке пакета за 50 млрд руб. В результате, полагают юристы, шансы "Системы" на разворот сделки минимальны.

В пятницу стало известно, что АФК "Система" подала иск к ОАО РЖД. Он зарегистрирован на сайте арбитражного суда Москвы, но пока не опубликован. В "Системе" и ОАО РЖД от комментариев отказались. Источник "Ъ", знакомый с содержанием иска, рассказал, что компания просит признать незаконным свое отстранение от торгов по продаже 25%+1 акция ПГК, отменить итоги тендера и обязать ОАО РЖД провести его снова. 

АФК не допустили до торгов из-за 13,6 млрд руб. убытков в 2011 году по РСБУ. В "Системе" заявляли, что это "бумажный" убыток, который объясняется особенностями российской системы бухучета и связан с переоценкой ряда активов, в частности, акций МТС. По данным источников "Ъ", в иске "Система" пишет, что этот квалификационный критерий требовал от участников торгов отсутствия убытков в 2010 и 2011 годах. Но отказ по нему не соответствовал условиям торгов, поскольку АФК предоставила доказательства наличия у нее прибыли по МСФО за указанные годы, а также необходимых средств для покупки акций ПГК. В иске также отмечается, что АФК "Система" направила в ОАО РЖД установленный продавцом пакет документов, уплатила задаток и сделала наилучшее предложение по цене акций ПГК. 

Конкурентные переговоры с претендентами на блокпакет ПГК ОАО РЖД провело 16 октября. Но реальной конкуренции не было — к торгам допустили только ООО "Независимая транспортная компания" (НТК, входит в холдинг UCLH Владимира Лисина), которое предложило за актив 50 млрд руб. Всего, по словам президента ОАО РЖД Владимира Якунина, было шесть потенциальных покупателей, но в итоге заявки подали только UCLH и АФК "Система". Год назад та же НТК купила 75% минус 2 акции ПГК за 125 млрд руб. Продажу блокпакета ПГК структуре Владимира Лисина уже согласовало правительство, до конца ноября сделку должен одобрить совет директоров ОАО РЖД. 

Источник "Ъ" в "Системе" подчеркнул, что ходатайствовать в суде об обеспечительных мерах и блокировать закрытие сделки UCLH компания не планирует. "Мы не согласны с тем, как проводились торги, поэтому и обратились в суд, это стандартная корпоративная процедура. Но мы понимаем, что сделку уже разрешило закрыть правительство, почти наверняка ее согласует совет директоров РЖД. Если заблокировать продажу пакета — будет резкое обострение ситуации. А мы хотим спокойно получить судебную оценку этих торгов",— рассказал собеседник "Ъ". 

Недавно "Системе" самой чуть не заблокировали покупку "СГ-Транса", лидера на рынке железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ). АФК выиграла торги по приватизации компании, предложив за нее 22,77 млрд руб. Итоги тендера оспорило в арбитраже ЗАО "РН-Транс" — структура "Роснефти". По ее ходатайству суд наложил обеспечительные меры, приостановив все процедуры закрытия сделки. Но правительство резко раскритиковало действия "Роснефти". На эту тему высказывались вице-премьер Аркадий Дворкович и первый вице-премьер Игорь Шувалов, а глава кабинета Дмитрий Медведев и вовсе прозрачно намекнул, что после таких действий у компании могут возникнуть проблемы при взаимодействии с правительством. После этого "РН-Транс" иск отозвал, договорившись с "Системой" о долгосрочном контракте на перевозку своих СУГ. 

"Смысл обеспечительных мер в том, что они облегчают исполнение решения суда",— отмечает Андрей Порфирьев, партнер адвокатского бюро ЕПАМ. По его словам, если не заблокировать сделку, ничто не помешает НТК сразу перепродать пакет другой структуре Владимира Лисина, и надо будет уже оспаривать отдельно. Без обеспечительных мер, полагает юрист, шанс вынудить господина Лисина вернуть блокпакет ПГК в собственность ОАО РЖД будет минимален. 

Евгений Тимошинов

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ