"Роснефть" устроила сбой "Системы"
Госкомпания заблокировала приватизацию "СГ-Транса"
У главы "Роснефти" Игоря Сечина возник новый конфликт с правительством (об итогах предыдущего см. на этой же странице). Компания заблокировала приватизацию "СГ-Транса", к которой ее не допустили в силу подконтрольности государству. По иску "РН-Транса" суд в качестве обеспечительной меры остановил продажу "СГ-Транса" АФК "Система". Росимущество уже объявило, что будет в судебном процессе бороться против "Роснефти". Не собирается отказываться от итогов конкурса и Минэкономики.
В пятницу стало известно, что ЗАО "РН-Транс" (дочерняя структура "Роснефти") 27 сентября, в день проведения приватизационных торгов по 100% акций ОАО "СГ-Транс", подало иск в Московский арбитраж с требованием признать незаконной продажу, а также ряд ее условий. В прошлый понедельник, 1 октября, суд ввел по иску обеспечительные меры, запретив организатору торгов "Ренессанс Брокеру" передавать протокол конкурентных переговоров (ключевой элемент торгов) в Минэкономики и Росимущество для завершения сделки. "РН-Транс" оспаривает несколько квалификационных требований, которые предъявлялись к претендентам на "СГ-Транс". В частности, это запрет на участие в торгах компаний с госучастием или аффилированных с ними структур.
В торгах по приватизации "СГ-Транса" участвовали АФК "Система", ООО "Рустранском", ЗАО "Спецэнерготранс" Зияда Манасира, ООО "Трансеврогаз" (входит в холдинг ISR Искандера Халилова). Максимальную цену в 22,77 млрд руб. при стартовой в 10,1 млрд руб. предложила "Система". Для закрытия сделки требуется решение правительства об отчуждении акции "СГ-Транса". Первый вице-премьер Игорь Шувалов как раз 1 октября сообщил премьеру Дмитрию Медведеву, что документы для оформления сделки уже ожидают его подписи.
В "Роснефти" иск подробно не комментируют. ""РН-Транс" обратился в суд, защищая законные права и интересы своих акционеров",— заявили в компании.
Источник, близкий к нему, добавил, что "отказ в допуске к торгам аффилированных с госкомпаниями структур абсолютно нерыночный". "Мы акционерное общество, действуем в конкурентной среде наравне с частными компаниями, в чем-то даже эффективнее их",— говорит собеседник "Ъ", подчеркивая, что "РН-Транс" получил согласие Федеральной антимонопольной службы на покупку "СГ-Транса".
В "Ренессанс Брокере" "уважают право" "РН-Транса" поднимать вопрос "о правомерности участия компаний, контролируемых государством, в приватизации". "При отборе инвестора мы действовали в соответствии с агентским договором и поручениями РФ",— добавили в компании, выразив надежду, что "ситуация должна проясниться в ближайшее время".
"СГ-Транс" — крупнейший игрок рынка перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ) по железной дороге с долей 36,6%. У компании 14,66 тыс. цистерн для транспортировки СУГ (46% от общего вагонного парка такого типа в РФ). Компания контролирует также 14 газонаполнительных станций и 63 АГЗС. Выручка в 2011 году составила 8,52 млрд руб., чистая прибыль - 404 млн руб. "РН-Транс" управляет 12 тыс. вагонов, в основном это нефтеналивные цистерны (в собственности — 1,1 тыс.).
Правительство намерено в споре бороться против "Роснефти". В Росимуществе заявили, что иск "РН-Транса" "затрагивает интересы РФ", поэтому ведомство намерено "присоединиться к разбирательству на стороне ответчика". В секретариате Игоря Шувалова выразили уверенность, что процесс приватизации продолжится по плану. Источник в Минэкономики добавил, что "запрет госкомпаниям на участие в приватизации — принципиальная позиция правительства, иначе приватизация теряет смысл, если государство будет перекладывать активы из одного кармана в другой". В "Системе" лишь отметили, что "компания участвовала в конкурентных переговорах, выполнив все требования их организатора".
Интерес "Роснефти" к "СГ-Трансу" объясним. По итогам 2011 года на оператора приходилось 98% от объемов перевозок цистернами СУГ нефтекомпании. В то же время глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что у "Роснефти" нет внятной стратегии развития "РН-Транса". "Они в последние годы не покупали подвижной состав, наоборот, продали "Трансойлу" 6,2 тыс. цистерн",— поясняет эксперт. Поэтому, подчеркивает он, непонятно, почему вдруг нефтекомпания захотела расширить операторский бизнес за счет покупки "СГ-Транса", тем более "при такой ценовой конкуренции, которая была на торгах".
Тем не менее вплоть до начала сентября "РН-Транс" считался одним из ключевых претендентов. Только в конце августа правительство направило "Ренессанс Брокеру" окончательные квалификационные требования, в которых и было условие "отсутствия аффилированности с государством". Партнер адвокатского бюро ЕПАМ Андрей Порфирьев отмечает, что законодательство запрещает участвовать в приватизации компаниям, в уставном капитале которых доля государства превышает 25%. Но в "РН-Трансе" напрямую у государства доли нет. "О "дочках" или "внучках" госкомпаний в законе прямо не сказано",— добавляет юрист. По его мнению, это и может стать аргументом "Роснефти" в суде.
Евгений Тимошинов