Правоохранительные органы ловят в социальные сети
Житель Петербурга признан виновным в совершении действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды. Проявлял Егор Рябинин "ненависть и вражду" посредством высказываний в социальной сети "Вконтакте". Эксперты отмечают: правоохранительные органы стали чаще использовать Интернет для служебных целей.
Егор Рябинин был осужден судом по ч.1 ст.282 УК РФ. Согласно закону житель Петербурга был признан виновным в действиях, направленных на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии.
Особенность заключается в том, что указанные действия должны быть совершенны публично или с использованием средств массовой информации. 26-летний безработный житель Петербурга проявлял, по мнению суда, свою ненависть и вражду с использованием социальной сети "Вконтакте".
Рябинин с ноября по декабрь 2009 года под псевдонимом "Егор ар-Руси" после убийства в ноябре в Москве священника Дмитрия Сысоева (отца Даниила), открыл тему для обсуждения под названием «Сысоева убили» в интерактивной группе под названием «Ислам - спасение России». До этого указанная группа была создана им же.
Справка
Напомним, православный священник Дмитрий Сысоев был убит 19 ноября 2009 года в Москве. Ответственность за преступление взяли на себя исламисты. Об этом сообщило агентство "Новый регион" ссылаясь на один из интернет-сайтов действующих на Кавказе боевиков. На этом сайте называлась и причина убийства настоятеля московского храма. Отец Даниил, по мнению создателей сайта, "вел борьбу против религии Аллаха и позволял себе оскорблять священный Коран".
Егор Рябинин публично распространял высказывания, противопоставляющие отдельных представителей религиозных групп друг другу, а также пропагандирующие идеи исключительности, превосходства мусульман сравнительно с представителями иных мировых религий.
Кроме того, Рябинин негативно характеризовал православных священников, вызывал межрелигиозную вражду, а также обосновывал религиозную нетерпимость и оправдывал физического уничтожения человека по признаку его религиозной деятельности.
Целевая установка речевых действий Рябинина состоит в обоснованности и оправдании убийства врагов Аллаха, к которым он причисляет тех, кто занимается религиозной деятельностью, не связанной с исповедованием Ислама, отмечается на официальном сайте Главного следственного управления СКР России по Санкт-Петербургу.
Суд мог назначить Рябинину наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, но ограничился обязательными работами в размере 120 часов.
В последнее время участились случаи использования правоохранительными органами социальных сетей для служебных целей. Так, прошлым летом пресс-служба СК МВД России на своем официальном сайте сообщала о ведении следствия в отношении лиц, создавших электронный ресурс "интерфильм.ру".
Эти новости вызвали многочисленные возмущения в блогосфере. Кроме того, служба судебных приставов начала использовать социальные сети для поимки должников, не исполняющих решения суда.
Президент России Дмитрий Медведев на встрече с представителями Интернет сообщества 29 мая выразил обеспокоенность состоянием правового регулирования Интернета в целом и правонарушениями в глобальной сети.
"Есть и масса других вещей, есть преступления, которые совершаются, есть вещи, в рамках которых интернет может использоваться и как благо, и как достаточно жёсткое оружие, обсуждали эту тему неоднократно. Всем понятно, что борьба с экстремизмом, борьба с проявлениями терроризма, преступности – в любом случае актуальная задача, как бы мы это ни описывали", - отметил Дмитрий Медведев (полная стенограмма на сайте президента).
В проблеме преступности в Интернете есть два аспекта. Во-первых, использование Интернета как среды, в которой происходят "специфические" преступления, связанные с компьютерной информацией (об этом в УК РФ есть отдельная статья). Во-вторых, использование социальных сетей как пространства, где происходят "традиционные" преступления. Именно к последним относится случай Рябинина.
Эксперты отмечают, что и для" специфических", и для "традиционных" преступлений основная проблема заключается в том, что Интернет развивается очень быстро, и все острее встает вопрос борьбы с преступностью в нем. Появляются новые преступления, их становится все больше (особенно в сфере электронной коммерции). Законодательство не в состоянии успеть за ними, а сложность заключается в том, что правоохранительные органы в любом случае обязаны действовать в правовом поле.
"Конкретные меры принимаются: есть специальные отделы "к" при ГУВД субъектов федерации, которые занимаются преступлениями в сфере высоких технологий. Кроме того, в части электронной коммерции президент сообщил, что подписал закон "Об электронной цифровой подписи, расширяющий использование этой технологии в России", - рассказала firstnews Айгуль Жуманова, адвокат Санкт-Петербургского адвокатского бюро "ЕПАМ".
Елена Анисимова