Комментирует Максим Соколинский - Адвокат АБ ЕПАМ:
28 января 2011 г. проект Федерального закона «О полиции» принят Государственной Думой в третьем чтении. Это означает, что проект должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом, то есть изменения в него вноситься не будут. Срок вступления закона в силу – 1 марта 2011 г.
С момента поступления проекта в Думу из него исключен ряд сомнительных положений: запрет пыток в целях получения показаний (про пытки в других целях – ни слова), обязанность полиции сообщать органам здравоохранения об алкоголиках и наркоманах, право задерживать граждан на час для проверки документов и некоторые другие. Проект, внесенный в Думу, среди обязанностей полиции на первом месте упоминал «защиту граждан». Напрашивалось дополнение «и организаций», однако законодатели, видимо, посчитали, что понятие защиты скорее принцип, чем конкретная обязанность, и исключили данное положение вовсе. Осталась оцениваемая как коррупциогенная обязанность полиции участвовать в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов. Детали этой экспертизы являются предметом подзаконного регулирования, но думается, что к пожарникам, СЭС и другим нежелательным посетителям предприятий и организаций теперь добавится и полицейский, который по не известным еще критериям будет оценивать безопасность объекта.
Отдельно следует сказать о презумпции законности требований полицейского. В первоначальном проекте была норма о том, что требования сотрудника полиции считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное. Учитывая право полицейского на применение специальных средств в случае неисполнения его требования, данная презумпция представлялась довольно опасной. В актуальном проекте осталась обязанность выполнять только законные требования сотрудника полиции, что создает для граждан и организаций возможность защищать свои права и интересы от незаконных действий сотрудников полиции. Другое дело, что на практике не всегда удается быстро оценить законность этих действий.
Из законопроекта исключено право полиции проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако это сделано не в целях ограничения вмешательства полиции в предпринимательскую деятельность, а в связи с тем, что ревизия может проводиться по решению дознавателя или следователя при рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 144 УПК РФ). Поскольку проект закона относит дознание к компетенции полиции, соответствующие полномочия полицейских предусмотрены не Законом о полиции, а Уголовно-процессуальным кодексом.
Проект Закона о полиции грешит систематическим вторжением в сферу, уже урегулированную УПК РФ и Законом об оперативно-розыскной деятельности, порождая либо дублирующие нормы, либо новеллы, которым, тем не менее, место в УПК. Например, ч. 4 ст. 14 проекта предусматривает право задержанного пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания. В таком виде норма частично дублирует положения ряда статей УПК РФ, и помещение ее в закон о полиции явно неуместно. С другой стороны, проект предусматривает обязанность полицейского вручить задержанному копию протокола о задержании, тогда как действующее законодательство говорит лишь о праве подозреваемого получить копию протокола задержания (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).
Такого рода недостатки проекта свидетельствуют о том, что существенные изменения проект в себе не несет. Опытным взглядом можно увидеть лишение полиции следственной функции с передачей ее недавно образованному следственному комитету, но это уже предмет регулирования других законов. К сожалению, общая концепция реформы правоохранительных органов неочевидна, законодатель предпочитает принимать соответствующие нормативно-правовые акты последовательно, руководствуясь скрытым сценарием. Концентрация следственных полномочий в одном органе – позитивное преобразование, следствием которого должны быть единые стандарты расследования, ликвидация альтернативной подследственности, которая сейчас иногда приводит к противоборству следственных органов разной подчиненности в ущерб быстрому и справедливому расследованию. В такой трактовке Закон о полиции, если отбросить радикальность и неоднозначность переименования, сам по себе существенных изменений не повлечет, но станет одним из кирпичиков реформы, которая, несомненно, назрела.