В сентябре произошло важное для судебной системы событие - вступил в силу Кодекс административного судопроизводства (КАС), специально разработанный для рассмотрения административных споров. Необходимость его разработки обсуждается с начала нулевых годов и обосновывается имеющимися особенностями рассмотрения дел с властями.
Прежде всего бросается в глаза, что новый кодекс во многом состоит из норм, заимствованных из ГПК и АПК, но изложенных принципиально иным языком с использованием иной терминологии. Какие риски это может создать? Изложение одной мысли разными словами может привести к различной интерпретации, а также ставит под вопрос применение существующих разъяснений высших судов по применению положений ГПК и АПК. В итоге давно известные институты на практике могут получить принципиально иное толкование.
Среди процессуальных новаций кодекса можно отметить усиление активной роли суда (право суда привлекать нового ответчика без согласия истца, применять обеспечительные меры и т. п.), введение ограничений на представительство (представителями могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование), реформирование процессуальных санкций (вводится санкция за "необоснованное заявление неосновательного иска", суду дается право лишить сторону слова).
Ключевыми и наиболее дискуссионными являются новеллы в части оспаривания нормативных актов. На практике всегда принципиальной была проблема распространения решений на лиц, которые не участвовали в обжаловании нормативного акта. КАС расширяет сферу действия таких судебных актов и в принципе ограничивает повторное оспаривание законов даже по другим основаниям.
Параллельно КАС наделяет суды общей юрисдикции возможностью - по аналогии с Конституционным Судом РФ - давать обязательное для правоприменителей толкование закона. Что это означает? Теперь всем участниками оборота необходимо с повышенным вниманием отслеживать подобные дела, поскольку возможность оспорить нормативные акты впоследствии крайне ограничена.
Другими принципиальными новеллами для дел об оспаривании нормативных актов является введение права для суда обязать публичные органы принять новые нормативные акты взамен оспоренного, а также введение такой обеспечительной меры, как приостановление действия нормативного акта, но только в отношении истца.
Безусловная заслуга кодекса состоит в возможности использования новых технологий в ходе рассмотрения дел. Так, прямо предусматривается возможность обмена документами с судом по электронной почте, направление извещений посредством sms-сообщений и по электронной почте и т. п. В этой части кодекс действительно делает шаг вперед в сравнении с действующим законодательством.
И наконец, нельзя не отметить, что, несмотря на свое название, кодекс не будет регулировать порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, реформирование которого все продолжает ждать своего часа.
Автор - Евгений Гурченко, старший юрист ЕПАМ.