Частных инвесторов пригласят на аэродромы
Государство ищет механизмы финансирования аэропортовой инфраструктуры
Государство хочет изменить схему финансирования инфраструктуры аэропортов, не подлежащей приватизации: взлетно-посадочных полос, перронов, рулежных дорожек. Сейчас на строительство и реконструкцию этих объектов выделяются средства из бюджета, но их объем ограничен. Теперь Минтранс готов предложить владельцам терминалов полностью или частично вкладывать в государственное имущество свои средства. Вопрос в том, как инвестор сможет вернуть свои вложения.
Сегодня министр транспорта Игорь Левитин проведет совещание с руководством московских аэропортов. Менеджеры должны предложить свои варианты софинансирования строительства объектов федеральной инфраструктуры:- взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и так далее. Эта тема была поднята в понедельник на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Как рассказал “Ъ” глава Шереметьево Михаил Василенко, речь шла о дополнительном финансировании объектов, на которые сейчас аэропортам приходится просить деньги у бюджета. «Вот есть в бюджете на строительство третьей ВПП 28 млрд руб. для Шереметьево, 14 млрд руб.— для Домодедово, и на этом можно подвести черту. А дальше, если возникают дополнительные пожелания по развитию инфраструктуры, логично брать объекты в концессию»,— пояснил “Ъ” глава Шереметьево.
Михаил Василенко говорит, что подход «абсолютно правильный и Шереметьево его поддерживает». Совладелец Внуково Виталий Ванцев с этим согласен. «Мы сами давно предлагаем правительству вариант заключения концессионных соглашений по поддержанию аэродромной инфраструктуры»,— пояснил он. Концессионная схема, в частности, позволит государству перераспределить средства для финансирования региональных аэропортов. При этом оба топ-менеджера уверяют, что у их аэропортов с финансированием государственной инфраструктуры сейчас все в порядке (Внуково получил 4 млрд руб. на реконструкции ВПП). В Домодедово, которому не хватает денег на новую ВПП (на нее требуется почти 27 млрд руб.), лишь подтверждают, что вопрос о привлечении средств частных инвесторов в инфраструктуру аэропортов обсуждался.
По данным “Ъ”, руководство Домодедово планировало решить проблему иначе. В начале апреля исполнительный директор аэропорта Денис Нуждин направил заместителю министра экономики Олегу Савельеву письмо, предложив начать первый этап строительства ВПП сейчас на выделенные деньги, а потом уже решить вопрос о дофинансировании.
Росавиация против такого варианта. Как пояснили в ведомстве, оно не может одобрить проект, на который нет всей суммы. Но, уточнил источник “Ъ” в правительстве, «Росавиация готова подписать экспертное заключение и объявить конкурс на подрядчиков, если акционеры Домодедово подпишут договор, что найдут и вложат недостающую сумму на строительство ВПП». Источники “Ъ”, знакомые с позицией руководства аэропорта, говорят, что без ясного механизма строительства и последующей эксплуатации объектов федеральной собственности просчитать выгоду и риски на данном этапе просто невозможно. Собственно, этот механизм и должен обсуждаться сегодня.
Эксперты неоднозначно воспринимают идею государства. В частности, говорит глава практики проектного финансирования и ГЧП в СНГ АБ ЕПАМ и один из авторов ФЗ «О концессиях» Кирилл Ратников, как аэропорт будет компенсировать вложенные в строительство федерального объекта средства — «большой вопрос». По словам юриста, вернуть инвестиции в государственный объект за счет льгот по аренде построенной ВПП невозможно из-за масштаба инвестиций. По данным “Ъ”, Домодедово платит государству за аренду ВПП ежегодно 98 млн руб., Шереметьево — 200 млн руб. Если же аэропорт попытается компенсировать расходы на ВПП за счет аэропортовых сборов, это будет нарушением антимонопольного законодательства. «Я не вижу, за счет каких источников аэропорт сможет компенсировать свои затраты»,— подчеркивает юрист. По его мнению, «механизм компенсации должен быть детально проработан, причем, возможно, потребуется изменения законодательства».
Мария Черкасова