Онлайн-дискуссию по последним изменениям валютного законодательства и законодательства о контролируемых иностранных компаниях с участием представителей Федеральной налоговой службы организовало адвокатское бюро ЕПАМ. В ходе дискуссии обсуждались новеллы, внесенные Федеральным законом от 03.04.2018 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». По традиции участники коснулись наиболее спорных, часто возникающих на практике вопросов.
Модератором дискуссии выступил Сергей Калинин, партнер, руководитель налоговой практики АБ ЕПАМ, начав беседу с обсуждения последних поправок законодательства о валютном регулировании.
Дмитрий Вольвач, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, Государственный советник Российской Федерации 1 класса, напомнил, что на протяжении последних лет Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком, при активном участии ФНС России ведет системную, последовательную работу по либерализации валютных законодательства, регулирования и контроля, причем делает это в тесном сотрудничестве с профессиональным и экспертным сообществом. Практически все запросы, беспокоящие рынок, которые во взаимодействии с участниками оборота были выявлены еще два-три года назад, на сегодняшний день законодательно поправлены либо устранены. Но работа продолжается.
Ограничения сняты… частично
Прошлый год принес очень много изменений в действующее законодательство. Их просто надо учитывать в работе.
Так, напомнил Д. Вольвач, для физических лиц - резидентов РФ были сняты все ограничения по зачислению денежных средств на зарубежные счета в банках и иных организациях финансового рынка, во-первых, в странах Евразийского экономического союза, во-вторых, в странах, которые осуществляют с РФ обмен финансовой информацией. При соблюдении определенных условий необходимость представления отчетов о движении средств по таким счетам отсутствует.
С 1 января прошлого года были отменены требования о репатриации денежных средств по внешнеторговым контрактам, связанным с выполнением резидентами работ, оказанием услуг, передачей информации и прав интеллектуальной деятельности. Также как и для отдельных видов внешнеторговых контрактов, предусматривающих передачу товара, сумма обязательств и оплата по которым осуществляется в валюте РФ. Таким образом был сделан первый серьезный шаг в сторону ухода от требования обязательной репатриации – это одно из основных требований валютного законодательства, которое вызывает наибольший дискомфорт у участников внешней экономической деятельности.
«Преступления» и наказания
С 31 июля 2020 года вступили в силу изменения в ст. 1525 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в результате чего было существенно смягчена ответственность за нарушение валютного законодательства. Суровость наказания по этой статье долгое время была предметом дискуссий, признал докладчик, и даже ФНС России, как администратор, понимала, что зачастую величина штрафов не соответствует существу и общественной опасности деяния. «Нам все-таки удалось сделать невозможное, - сказал Д. Вольвач. - Базовую ставку штрафов от 75 и 100% сдвинули до 5 и 30%, фактически это больше, чем в несколько раз». Для такой категории, как профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, которые, должны скоро у нас появиться (соответствующее постановление Правительства РФ уже согласовано в окончательной редакции, с ним можно ознакомиться на портале проектов нормативных актов, ID проекта 04/12/08-19/00093751) сумма штрафов вообще составит 3-5%. Надо признать, это вполне понятная, объяснимая мера ответственности за совершение каких-то таких деликтов в финансовой сфере, которую, наверное, можно как-то учитывать в обычной финансовой деятельности и понимать, что, даже если что-то по недосмотру нарушено, наказание не приведет к каким-то катастрофичным последствиям для бизнеса, для компании, как это происходило в случаях, когда речь шла о штрафных санкциях, сопоставимых с суммой самой операции или не репатриированной выручки.
Сейчас административная ответственность по ч. 1 и 4 ст. 1525 КоАП РФ применяется только в случае, если репатриация не произошла в течение 45 дней после того, как денежные средства зачислены на счета в зарубежных банках в нарушение требований закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Помимо этого, установлено пороговое суммовое значение контрактов, ниже которых административная ответственность по ч. 4 ст. 1525 КоАП РФ вообще не применяется. Это контракты с суммой до 200 тысяч рублей. Так же отменена ответственность за нарушение срока представления формы учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации, если такой срок не превышает 90 дней от даты исполнения такой обязанности.
Это, отметил Д. Вольвач, можно расценивать как совместную победу ФНС России и участников оборота. Ведь в ряде случаев все, и сами участники, и налоговая служба понимали, что не было цели на невозврат выручки, а были объективные причины, в том числе связанные с законодательством той страны, где российский резидент осуществлял деятельность. Когда началась санкционная история, также отдельные сложности стали возникать у ряда наших экономических субъектов. Так что, убежден докладчик, вот этот 45-дневний «мораторий» на применение штрафов, совершенно разумное, правильное, и с точки зрения экономики, и с точки зрения деловой практики, решение. Полутора месяцев вполне достаточно для того, чтобы провести конверсионные операции, успеть расплатиться по тем обязательствам, которые включены в контракт, которые должны быть сразу оплачены с этой выручки из-за рубежа без «завода» ее в российскую финансовую систему. Потом по истечении 45 дней уже точно можно подтвердить поступление оставшейся части выручки в российский банк и тем самым не иметь никаких проблем с регулирующими органами, неважно, будь это ФНС России или ФТС России.
Кажется – ужесточения, но нет - послабление
Сергей Калинин напомнил, что с 12 апреля прошлого года вступили в силу Федеральные законы № 72-ФЗ и № 73-ФЗ, которые предусмотрели внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс в части либерализации и уточнения административной и уголовной ответственности за отдельные нарушения в сфере валютного законодательства. Так ст. 1525 КоАП РФ была дополнена частью 5.2, которая установила ответственность за не репатриацию средств в размере большем, чем 100 миллионов рублей, в течение одного года. Эти действия/бездействия не содержат уголовно наказуемого деяния. Дальше сказано, что это нарушение будет иметь квалифицирующий признак для привлечения лица к уголовной ответственности в соответствии со ст. 193 УК РФ.
«Два этих закона установили некую логику, согласно которой лицо нельзя привлекать к уголовной ответственности, если до этого на него не был наложен административный штраф за аналогичное правонарушение. Данные новеллы также лежат в общем русле либерализации: только в случае, если нарушение становится системой, возможно говорить о применении уголовной ответственности», - объясняет Сергей Калинин.
Важно так же отметить, что в целях реализации положений Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 17.04.2020 № 528 установлены правила представления резидентами отчетов о движении средств по счетам, открытым не только в банках, но и в иных финансовых организациях, расположенных за пределами РФ. Здесь, казалось бы, можно говорить о том, что обязанности участников ВЭД расширились, стали более серьезными, но на самом деле речь идет о том, что регулятор привел термин «финансовые институты» из валютного законодательства в соответствие с тем смыслом, в каком он применяется сейчас в Налоговом кодексе РФ и в международных стандартах по обмену финансовой информацией. Таким образом были «перекрыты» все виды финансовых счетов, в отношении которых осуществляется автоматический обмен информацией, и в отношении которых, должно происходить самодекларирование.
С вступлением в силу вышеупомянутого постановления изменился порядок представления отчетов как для юридических, так и для физических лиц, да и сами формы таких отчетов претерпели определенные изменения. В частности, отменено требование об обязательном нотариальном заверении копий, переводов на русский язык подтверждающих документов, составленных на иностранных языках.
Следует отметить, что с текущего года введена обязанность представлять налоговым органам отчеты по зарубежным счетам не только о движении денежных средств, но и о движении иных финансовых активов. Правительством РФ внесены соответствующие изменения (см. постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2051).
Ответы на вопросы
Особенности составления отчета резидентом по брокерским счетам
Сергей Калинин: Вы упомянули по поводу новой обязанности о необходимость представлять отчеты о движении денежных средств, в том числе и по счетам, открытым вне банковских организаций в финансовых организациях. Как же быть, если резидент владеет портфелем ценных бумаг? Состав этого портфеля постоянно меняется - одни бумаги продаются, другие покупаются. Каким образом, что писать в графах отчета о движении денежных средств? Как отразить это движение?
Дмитрий Вольвач: Мы, когда готовили этот документ вместе с Минфином, с экспертным сообществом, все варианты проработали и, как мне кажется, там неясностей не осталось.
Банк обязан по вашему требованию на ту дату, которая вам нужна, представить оценку. В той валюте, в которой делает ее банк, вполне достаточно для того, чтобы заполнить форму. Пусть никого не смущает, что с учетом особенностей оценки, переоценки неденежных средств и иных финансовых активов, баланс этого отчета не будет сходиться. Ничего в этом такого нет, есть требования к тому, чтобы сумма дохода, расхода и остатка, чтобы она выходила под ноль с учетом особенностей расчета. Никаких проблем нет, и никто при принятии этого отчета не задаст вам вопрос, почему у вас, условно говоря, баланс не сходится, если в принципе данные представлены корректно, то никаких вопросов здесь не возникнет.
Обращу внимание, что предоставление отчетов по новым правилам начинает действовать для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, начиная с отчета за первый квартал 2021 года.
Когда возникает ответственность за не репатриацию займов, выданных до вступления в силу поправок
Сергей Калинин: У нас появилась теперь обязанность репатриации займов, эта обязанность прямо предусмотрена в Законе о валютном регулирования, в том числе и для физических лиц, и появилась корреспондирующая ответственность за невыполнение обязанностей по репатриации займов. Если посмотреть закон о введении в действие этой обязанности, то там прямо сказано, что он не распространяется на старые займы, которые выданы до вступления в силу этих поправок, за одним исключением, если не менялись существенно условия этих договоров займа. Здесь, конечно, у налогоплательщиков масса появляется вопросов. С одной стороны существенные условия – это только сумма, которая передана в заем, если отталкиваться от гражданского законодательства. Но есть опасения, что на практике и изменение срока, и изменение процентной ставки будут трактоваться на местах, как существенное изменение договора займа. И контролеры будут пытаться применять ответственность за не репатриацию. Так?
Дмитрий Вольвач: По этому вопросу у ФНС России есть позиция, она, согласована с Министерством финансов РФ. Мы исходим из положений ГК РФ. Кодекс к существенным условиям договора займа относит сумму договора и срок завершения обязательств по нему. Кроме того, учитывая положения ст. 432 ГК РФ, замена кредитора по договору займа также является изменением существенных условий заключенного договора в случае, если в договоре указано требование о согласовании такой замены с должником.
Поэтому, изменение этих трех основных составляющих, безусловно, потребует представления отчета. При этом, исходя из положений ГК РФ и судебной практики, процентная ставка по договору займа не относится к существенным условиям данного договора.
Многоуровневая система обеспечения информационной безопасности
Сергей Калинин: Уже несколько лет у нас работает автоматический обмен информацией, есть какой-то первый опыт. В каком виде будет поступать информация от зарубежных партнеров на уровень территориальных налоговых инспекций? Есть опасения, отчасти, наверное, оправданные, что имели место случаи утечки информации. Как на этот счет планируется в будущем организовывать эту работу?
Дмитрий Вольвач: Да, эти вопросы ФНС России тоже волнуют. Для управления этими рисками мы приняли определенные организационные, технические, административные решения. Информация приходит целиком в одно место, то есть в ФНС России. На сегодняшний день эту информацию уже научились хорошо идентифицировать, буквально в конце этого года мы достигли почти 90% уровня идентификации информации, которая приходит к нам в автоматическом режиме. Это хороший показатель с учетом того, что наша страна, ведет делопроизводство и учет на кириллице, потому что попутно мы решали еще одну задачу – корректная транслитерация. И, мне кажется, мы с этим справились.
Что касается рисков, связанных с доступом к информации, то здесь мы очень осторожны. В территориальные налоговые органы уходит только та информация, которая нужна им для проведения каких-то контрольно-аналитических мероприятий. То есть доступа ко всей базе ни в одном территориальном налоговом органе нет и, я думаю, в ближайшее время не будет. Кроме того, мы очень серьезно усилили наши внутренние стандарты информационной безопасности. Я думаю, что это тоже сыграет определенную роль и позволит нам и впредь избежать каких-то неприятных инцидентов, связанных с несанкционированным доступом к данной информации.
Кроме того, думаю, что уже в текущем году мы сможем размещать информацию о зарубежных счетах, которые приходят к нам в рамках авто-обмена, в личный кабинет налогоплательщиков - физических лиц. Эту будет сделано в том числе и для того, чтобы физическое лицо не думало и не гадало, насколько корректно и полно его зарубежный банк «отрепортил» или «не отрепортил» его счет. Если вдруг налогоплательщик увидит, что информация представлена некорректная (остатки неправильные, дата открытия, закрытия, какие-то реквизиты), он сразу же через личный кабинет сможет направить соответствующие сведения и мы свяжемся с нашими зарубежными коллегами и попросим их скорректировать эту информацию.
Такая обратная связь и такая открытость, доверие тоже должны сыграть позитивную роль.
Паушальный налог – кому выгоден?
Алена Тюкачева, заместитель начальника отдела трансферного ценообразования ФНС России рассказала еще об одной новации российского законодательства - паушальном налоге на контролируемые компании. По ее мнению, возможность для физических лиц уплаты налога с фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании (КИК), закрепленная теперь в Налоговом кодексе РФ, направлена для упрощения административной нагрузки налогоплательщиков. Напомним, что Федеральным законом от 09.11.2020 № 368-ФЗ НК РФ был дополнен новой статьей 227.2 «Особенности исчисления сумм налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний». Она устанавливает, что налогоплательщик вправе представить в налоговый орган уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК.
Фиксированная сумма прибыли устанавливается в размере 38 460 000 рублей за налоговый период 2020 года, 34 000 000 рублей за последующие налоговые периоды начиная с 2021 года вне зависимости от количества контролируемых иностранных компаний, в отношении которых налогоплательщик, перешедший на уплату налога с фиксированной прибыли, является контролирующим лицом.
Соответственно, фиксированная сумма НДФЛ с указанного дохода составит 5 млн рублей в год.
Новые нормы вступили в силу 9 ноября 2020 года и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
По заверению эксперта, данная новелла будет полезна добросовестным налогоплательщикам. Если налогоплательщик является таковым и хочет выплачивать налоги из своих контролируемых иностранных компаний на территории РФ, то он в принципе может выбрать себе такую опцию, то есть спланировать свои налоговые обязательства на определенный период времени.
Однако есть ограничения. Если налогоплательщик переходит на новый порядок в 2020-2021 году, то он обязан его использовать в течение 3-х лет. В последующем перейдя на паушальный налог он обязан будет его использовать не менее 5 лет. И только после истечении этого срока он может отказаться. Если в течение этого периода лицо перестает быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК, то у него автоматически обязанность уплаты налога с фиксированной прибыли КИК пропадает.
Кому можно порекомендовать новый налог? Тут каждый налогоплательщик должен сам для себя определить, насколько новый налог ему выгоден. То есть необходимо учитывать последствия – это, конечно же, невозможность уменьшения налога с фиксированной прибыли на налог, уплаченный в иностранном государстве, и последующее освобождение дивидендов, если они поступят в контролируемые иностранные компании. Но стоит учитывать, что возможно сохранение убытков, которые были получены в этот период, и, конечно, снижение нагрузки с точки зрения документального подтверждения, сбора отчетности. При этом само уведомление КИК ежегодно все равно налогоплательщиком подается в отношении всех своих компаний.
Для тех, кто остается на старом режиме, правила тоже изменились. Чтобы не было паники, эксперт заметила, для добросовестных налогоплательщиков особо ничего не поменялось. То есть для тех, кто будет продолжать заявлять освобождение от налогообложения, предусмотренное кодексом, нужно представлять подтверждающий пакет документов. Для физиков сдвинут срок представления уведомления о КИК до 30 апреля, в том числе, в целях синхронизации со сроком подачи декларации и увеличения срока для сбора подтверждающих документов. Для налогоплательщиков, у которых нет освобождения, как и ранее в случае наличного налогооблагаемого дохода, нужно подтвердить его финансовый результат. Одно из нововведений, которое касается тех, кто не заявляет об освобождении, не платит налог с прибыли КИК: начиная с налогового периода 2020 года им нужно будет подтвердить отсутствие таких обязанностей (например, если прибыль такой компании меньше установленного порога, то есть меньше 10 млн руб.).
Эксперт также обратила внимание на увеличенную ответственность для «забывчивых» налогоплательщиков, хотя и оговорилась, что ФНС России не заинтересована штрафовать всех на значительные штрафы. Она предупредила: чтобы не нарваться на санкции надо вовремя представлять документы, подтверждающие право на уплату фиксированного налога. Почему-то достаточно большое количество компаний, как показывает практика, не идут на контакт с налоговой и не представляют, даже по запросу, документы, подтверждающие убыток или прибыль меньше 10 млн руб.
Напоследок Алена Тюкачева рассказала о ближайших планах законодателя в отношении КИК. На ее взгляд, реформа законодательства в этой области только начинается. У ФНС России много инициатив, в том числе и смягчающих нагрузку для контролирующих лиц. Кроме того, в действующем законодательстве много пробелов, в том числе и чисто технических, которые не облегчают жизни ни налогоплательщикам, ни контролирующим органам. В ФНС России рассчитывают на то, что правила КИК будут развиваться, улучшаться и становиться более гармоничными.
Остается пожелать, чтобы именно так и случилось.
Автор: Инна Ким
Опубликовано:«ЭЖ-Юрист» №05 (1156) 2021
Источник: https://www.eg-online.ru/article/433062/