4 октября 2017
Каким будет контроль ФТС за сертификацией проб и образцов? | комментарий Алексея Карчёмова для «ПРОВЭД»

«По действующим правилам для сертификации проб и образцов товара при таможенном оформлении декларанту необходимо представить следующие документы: договор с органом по сертификации, заявку на проведение испытаний по подтверждению соответствия, требование от органа по сертификации о предоставлении образцов с указанием их количества и его обоснованием (необходимое количество испытаний и т.п.)», − рассказывает Юлия Шленская, президент группы «КВТ». 

«Однако, − продолжает она, − органы по сертификации просят декларантов оформлять образцы под видом рекламной продукции для собственных нужд под гарантию неотчуждения, так как по законодательству образцы должен отбирать сам орган по сертификации с выездом специалиста на предприятие и составлением необходимых форм отбора проб и образцов. Если ФТС и Росаккредитация действительно усилят контроль, то серые сертификационные органы будут выкинуты с рынка (а их, по нашему мнению, 90 процентов), а стоимость услуг оставшихся существенно вырастет. И плюс да, участникам ВЭД придется озаботиться реальной сертификацией каждой партии. Как итог, увы, удорожание товара».

«По действующим законам схема ввоза товара должна выглядеть следующим образом: ввоз образцов товара для целей сертификации – проведение испытаний образцов – выдача сертификата соответствия (принятие ДС) – ввоз коммерческой партии товара, − объясняет адвокат Дмитрий Лутченко, генеральный директор ООО «Экспертный консалтинг». − В реальности подобная процедура применяется в единичных случаях. Установившейся порочной практикой органов по сертификации и испытательных лабораторий является проведения «исследований» заочно – на основании представленной «технической документации».

В большинстве случаев такая практика незаконна. Поэтому можно только приветствовать инициативу ФТС России по усилению контроля и наведению порядка в данной сфере.

Но пока механизм планируемого «алгоритма» не озвучен, не очень понятно, каким образом ФТС намерена осуществить это «благое намерение». В частности, как может проводиться подобная проверка до выпуска товара? Подана ДТ, таможенник проверяет факт ввоза образцов по ИНН, коду товара, номеру контракта – подобной декларации не обнаруживается и …? Проводит дополнительную проверку, запрашивает дополнительные документы, принимает решение о запрете ввоза товара, возбуждает дело об АП? 

Остается надеется, что разрабатываемый ФТС «алгоритм проверки и подтверждения фактов ввоза товаров в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний на территории России» будет внедрен после широкого обсуждения с компетентными специалистами в области подтверждения соответствия: Роспотребнадзором, Россельхознадзором, Росстандартом, Росаккредитацией, профессиональными ассоциациями органов по сертификации и испытательных лабораторий, таможенных представителей и участников ВЭД.

Также необходимо, чтобы участники ВЭД заранее знали и понимали, каким образом им необходимо будет доказывать факт ввоза образцов товара для целей подтверждения соответствия. В противном случае хорошая и правильная инициатива ФТС России неизбежно приведет к коллапсу при таможенном оформлении, к практике необоснованных требований со стороны таможенных органов предъявить доказательства ввоза образцов товара, необоснованным задержкам таможенного оформления и неправомерным решения по запрету ввоза товаров и возбуждению дел об АП».

Алексей Карчёмов, старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ, считает, что уже сейчас можно предположить, какие действия предпримет ФТС для реализации своей инициативы:

«Форма и содержание мер, которые будут приниматься таможенными органами в данном направлении, еще недостаточно определены. Тем не менее, уже сейчас можно предположить, что они смогут быть реализованы исключительно в отношении документов об оценке соответствия, выданных российскими сертификационными органами, а также только в разрезе тех требований по проведению испытаний проб и образцов продукции, которые применимы в рамках конкретной выбранной схемы подтверждения соответствия».

Однако и он указывает на риски для участников ВЭД, которыми может сопровождаться инициатива ФТС:

«Как действующий Таможенный кодекс Таможенного союза, так и принятый ему на смену Таможенный кодекс ЕАЭС не содержит положений, ограничивающих «глубину» проверки таможенными органами достоверности представленных сведений, подлинности и правильности оформления и заполнения представленных документов, равно как и не ограничивают право таможенных органов запрашивать иные необходимые для проведения таможенного контроля документы.

В связи с этим, как видится, подобная инициатива может привести к увеличению таможенных рисков для декларантов как при ввозе товаров, так и в рамках таможенного контроля после выпуска.

Среди возможных последствий можно обозначить задержки выпуска товаров, проведение обширного спектра контрольных мероприятий, в том числе запрос дополнительных документов и сведений, проведение полного таможенного досмотра декларируемого товара для целей его идентификации, и т.п. Риск задержки выпуска товаров/отказа в выпуске значительно возрастает, если декларант использует «чужие» сертификаты соответствия (т.е. когда заявителем по таким сертификатам выступает не сам декларант).  

Для минимизации указанных рисков участникам ВЭД целесообразно уже сейчас озаботиться проведением внутренней проверки достоверности полученных сертификатов соответствия, обеспечить надлежащий контроль прохождения всех необходимых процедур в процессе подтверждения соответствия, а также, по возможности, заранее представлять в таможенные органы документы, которые бы подтверждали добросовестное соблюдение требований, установленных техническими регламентами и применимыми стандартами».

Автор: Анастасия Гладких

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ

Алексей Карчёмов

Алексей Карчёмов

Санкт-Петербург