Закон о деофшоризации привел к оттоку крупнейших налогоплательщиков. Бизнесмены становятся «полуизгнанниками», сообщает Reuters. Они сохранили активы и в России, и за рубежом, но налоги здесь не платят, так как проводят за пределами страны более полугода.
Адвокатское бюро ЕПАМ провело в апреле анонимный опрос среди крупных предпринимателей: 40% респондентов заявили, что отказались от статуса налогового резидента России, еще 9% переписали активы на родственников. Бизнес в первую очередь опасается утечки важной информации, считает руководитель налоговой практики адвокатского бюро Сергей Калинин: «Закон не достигает своей основной цели – защитить национальную налоговую базу. Получается обратный эффект. Мы спрашивали о причинах подобного выбора: дело в дополнительной налоговой нагрузке или это связано с вопросами конфиденциальности. Существенный процент респондентов ответил, что бизнес не готов раскрывать всю информацию о себе. Он боится предоставлять данные контролирующему органу, боится утечки. Это вызывает наибольшие опасения».
Миллиардер Владимир Потанин рассказал Reuters, что многие его коллеги действительно были вынуждены сменить налоговое резидентство. Два фигуранта списка богатейших людей России по версии журнала Forbes подтвердили агентству эту информацию. Тенденция оттока налоговых резидентов сохранится, считает бизнесмен, независимый директор компании АФК «Система» Давид Якобашвили: «Мы предупреждали о подобном развитии событий, когда еще вели переговоры с Минфином перед тем, как должны были ввести эту меру. Говорили о том, что это уведет людей, испугает, никто не поверил. Понимаете, даже когда приезжает иностранец, он хочет здесь заработать деньги. Если он является налогоплательщиком, построил завод, потратил пару-тройку миллиардов долларов, и он должен отчитаться о том, что у него на родине осталось еще много чего. Мы этим отпугивает и инвесторов. Конечно, надо менять ситуацию. Когда весь мир зверствует в этом плане, мы, наоборот, должны создать такие условия, чтобы все пришли к нам. Пусть вложат деньги, зачем создавать людям душиловку».
Треть из пятисот крупнейших российских бизнесменов из-за закона были вынуждены покинуть страну. Такую оценку дал бывший заместитель председателя Центробанка, профессор РАНХиГС Константин Корищенко. Экс-чиновник отметил, что такое решение связано с законом о деофшоризации и давлением со стороны налоговых органов. При этом положение гражданина мира зачастую не самое привлекательное, полагает господин Корищенко. «Человек, имеющий средства, может купить гражданство той или иной страны, заплатив за это в форме либо инвестиций, либо недвижимости, либо какого-то бизнеса. Европа достаточно активно «торгует» своим гражданством. Есть люди, которых интересует Латинская Америка, в меньшей степени Юго-восточная Азия, потому что очень велики культурные различия. Люди осознают, что их никто нигде не ждет, какими бы они богатыми ни были. В любой стране их будут считать приезжими иностранцами. Деньги не позволят вам стать своим в Великобритании или на Кипре», – отметил Корищенко.
На законе о деофшоризации настоял президент Владимир Путин. Документ был подписан в 2014 году. Он ввел новое понятие – контролируемая иностранная компания, которая более чем на четверть принадлежит гражданину России или российскому юридическому лицу. Закон обязал бизнесменов задекларировать активы такого типа.
Официальной статистики о том, сколько человек после принятия закона перестали быть налоговыми резидентами – нет.
Об отказе от российского резидентства уже сообщали Михаил Фридман, Андрей Мельниченко и Алексей Кузьмичев. Они входят в десятку богатейших бизнесменов страны.