В период набирающей темпы тенденции на деофшоризацию и возврат капиталов российский бизнес все чаще сталкивается с достаточно простым вопросом. Предположим, что активы возвращаются в Россию. Однако возникает вопрос, как именно и при помощи каких инструментов в России можно управлять ими и обеспечивать их безопасность.
В течение двух десятилетий российские бизнесмены привыкли пользоваться достаточно удобными инструментами, которые имеются в иностранных юрисдикциях. Прежде всего, это англо-американские трасты. Несколько реже - различные частные фонды (например, в Швейцарии и Австрии).
Между тем российскому праву такие инструменты незнакомы. Более того, неизвестны российскому праву и адекватные аналоги данных инструментов.
Параллельно с деофшоризацией другой назревающей проблемой стала передача имущества по наследству. Поскольку основные состояния были созданы в 90-х годах, с каждым годом актуальность темы передачи данных состояний по наследству возрастает и в ближайшие годы может встать крайне остро.
В результате многим стало понятно, что значительная часть успеха в возвращении капиталов в страну связана с наличием в России понятных и удобных для бизнеса инструментов. Более того, вопросами разработки подобных инструментов в последнее время начали активно заниматься различные государственные органы, включая Правительство РФ и Центральный банк.
Какой инструмент требуется?
Требования к подобным инструментам достаточно просты. В целом можно говорить о следующих пяти основных моментах:
1) создание эффективной системы обособления и гибкой системы управления имуществом;
2) возможность распределения прибыли и активов после окончания управления;
3) эффективная защита прав бенефициаров активов;
4) обеспечение конфиденциальности;
5) особый налоговый режим.
Что предоставляет российское право?
В настоящее время российское законодательство предусматривает ряд инструментов, которые могут быть использованы для управления активами (в частности, фонды, доверительное управление, паевые инвестиционные фонды). Однако ни одна из этих форм управления не достигает и половины целей.
Так, существующая конструкция фондов сейчас ориентирована только на благотворительные цели. В связи с этим данная конструкция имеет существенные ограничения в части осуществления предпринимательской деятельности, распределения прибыли, определения структуры управления и т.п.
Доверительное управление не обеспечивает обособление имущества, не обеспечивает необходимую конфиденциальность и содержит крайне неудобное регулирование отношений между бенефициаром и управляющим. Сфера паевых инвестиционных фондов в настоящее время настолько зарегулирована и ориентирована на инвестиционные цели, что ее использование в данном случае почти невозможно.
При этом ни одна из существующих форм не дает всех необходимых налоговых инструментов.
Возможные пути решения?
С учетом мировой практики можно говорить, что есть два основных пути: либо вводить аналог англо-американского траста, либо аналог европейского частного фонда.
Траст более популярный в мире институт и именно через него осуществляется управление большей частью имеющихся в мире активов. При этом он очень хорошо знаком российским бизнесменам. Однако вписать его в российское законодательство крайне сложно. Это просто во многом противоречит всему пониманию природы «собственности» в России и может привести к большим системным проблемам.
Другой возможный путь - это развитие частных фондов. В широком смысле это фактически траст, приспособленный специально для европейских правопорядков. В качестве аналога траста он используется в Германии, Швейцарии, Австрии и некоторых других европейских странах. Это более типичный для российского права инструмент. Как и в других европейских странах, в России ввести такой инструмент было бы достаточно просто. Фактически потребуется ввести только ряд положений:
- допустимость создания фонда не только для благотворительных целей, но и для целей защиты или управления активами;
- возможность распределения доходов от деятельности фонда и активов после окончания управления;
- возможность создания гибкой системы управления фондом, а также предоставление права учредителю (бенефициару) осуществлять контроль;
- положение о конфиденциальности управления фондом (включая конфиденциальность информации о бенефициарах фонда);
Последние тенденции
Пока вопрос о выборе наиболее оптимальных инструментов обсуждается среди различных государственных органов, в ходе реформы законодательства о наследовании уже предлагается ввести новый вид фонда, который планируется использовать в целях наследования (Законопроект № 801269-6). Хотя никаких ограничений использования для иных целей предлагаемый законопроект не предусматривает.
Данный фонд будет создаваться гражданином на определенный срок или бессрочно. При этом наиболее интересной является возможность предусмотреть условие о передаче имущества третьим лицам при наступлении определенных условий.
Пока еще остается много неясного как в отношении данного законопроекта, так и в отношении решения проблемы в целом. Однако в целом это довольно показательная тенденция развития.
Евгений Гурченко, старший юрист АБ ЕПАМ.