Есть мнение, что комплаенс в компании – это сплошная бюрократия и бесконечные согласования. Если он так работает, значит, его надо менять. На самом деле антимонопольный комплаенс способен помочь сократить издержки и даже заработать. Антикоррупционный комплаенс и вовсе обязателен для всех компаний независимо от размера. Об этом знают не все бизнесмены. Зато в курсе прокуроры, которые проводят проверки и ходят в суд. Об этом рассказали эксперты на конференции «Право.ru» о комплаенсе.
Антимонопольный комплаенс: контроль и выгоды
Федеральная антимонопольная служба в последние годы стремится в первую очередь предупреждать нарушения, а не карать, заявила замначальника правового управления ФАС Оксана Кузнецова. По ее словам, статистика подтверждает, что число нарушений снижается, хорошо себя зарекомендовали предупреждения. «80% предупреждений не обжалуется, – сообщила Кузнецова. – Это не влечет штрафов для компаний и позволяет избежать долгих судов». Она рассказала о плюсах антимонопольного комплаенса для компаний. Законопроект, который разработала служба, дает определение этого понятия. Согласно проекту, его внедрение должно быть добровольным и открытым (то есть об этом надо сообщить на официальном сайте). Если компания это сделала, на нее хотят возлагать бремя доказывания в делах об антимонопольных нарушениях, продолжала представитель ФАС. Но, по ее словам, есть и плюсы: организации с антимонопольным комплаенсом избегут плановых проверок.
Но если положения о комплаенсе прописаны – это еще не значит, что они работают. С чем он сталкивается на практике, рассказал замначальника управления по борьбе с картелями ФАС Мухамед Хамуков.
Хамукову встречались и такие компании, где есть антимонопольный комплаенс, но есть и «антикомплаенс» – инструкции для менеджеров, которые прямо противоречат официальным правилам. Чтобы комплаенс не остался на бумаге, а воплотился в жизнь – в целом очень велика роль и личный пример руководства, подытожил Хамуков.
С этим была согласна старший юрист антимонопольной практики АБ
Ольга Денченкова. По ее словам, антимонопольный комплаенс становится актуальным для большого числа крупных и средних компаний (хотя раньше интересовал только монополистов)."Некоторые считают, что антимонопольный комплаенс означает забюрократизированность и бесконечные согласования. Но если это так – систему надо менять. На самом деле этот инструмент позволяет не только сокращать затраты, но и зарабатывать". Ольга Денченкова
Денченкова привела примеры того, как антимонопольный комплаенс может быть выгодным. С его помощью можно предупреждать не только внутренние риски, но и нарушения против компании, поскольку методы и алгоритмы тут похожи. Он поможет бороться со злоупотреблениями со стороны монополистов или отдельных контрагентов (например, от компании с агрессивной политикой, которая хочет получить для себя эксклюзивные условия). По словам Денченковой, фирма также может противостоять включению в документацию антиконкурентных требований – это удобнее, чем потом оспаривать результаты торгов, признала эксперт.
Она также дала советы, как организовать работу антимонопольного комплаенса. Например, лучше иметь не только инструкции для работников, но и назначить сотрудника, к которому они всегда могут обратиться за советом. Антимонопольный план, как правило, разрабатывается на год, и раз в год его работу надо обязательно оценивать, подчеркнула Денченкова. [...]