Юрист приходит со стороны
Сегодня рынок юридического аутсорсинга в Петербурге эксперты оценивают в $70-100 млн и считают, что он в начале своего развития.
Как правило, штатные юристы занимаются простыми текущими вопросами: налоги, кадры, аренда. Сторонние юрисконсульты привлекаются для выполнения задач, требующих специализации: сопровождение сделок по слияниям и поглощениям (M&A), вопросы интеллектуальной собственности, различного рода сделки с недвижимостью и т.п. Либо если нужно выполнить большой объем работы за короткий срок, что не под силу одному штатному работнику. «Недавно мы работали по одному заказу, речь шла о приобретении бизнеса. Нужно было проверить юридическую чистоту приобретаемого актива, составить договор купли-продажи и исполнить его всего за месяц. Причем работа пришлась на новогодние праздники», -- приводит пример того, что с таким заданием может справиться лишь большая команда юристов, управляющий партнер петербургского адвокатского бюро ЕПАМ Илья Никифоров.
В кризис объем юридического аутсорсинга упал, по словам управляющего партнера «Дювернуа Лигал» Егора Носкова, всего на 20%. В основном из-за уменьшения заказов в одном сегменте и роста в другом, например процедур банкротств. И хотя сегодня спрос восстанавливается (по прогнозам, рост в 2011 г. составит 15%), проблема юридического аутсорсинга остается. «Многие российские клиенты начинают понимать, зачем им аутсорсинг, только получив негативный опыт самостоятельного решения возникшей проблемы», -- говорит партнер компании «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
Верю -- не верю
Пока же практика такова. В российских компаниях бюджет на сторонние юридические услуги либо чисто символический, либо его нет вообще, и тогда в случае чего приходится изыскивать резервы. А это лишнее время, что в случае решения юридических проблем может сказаться на исходе дела не лучшим образом, говорит Егор Носков. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, консультанты часто сталкиваются с противодействием со стороны штатных юристов, которые могут воспринимать их как конкурентов, а не коллег. Во-вторых, в России решение в большинстве случаев принимается на основе рекомендаций. Тендеры организуются реже, в основном крупными компаниями и тогда, когда есть большой объем работ. Рейтингам юридических фирм доверяют мало, поэтому они почти не принимаются в расчет.
Антон Дорогов