Золотые банкрота
"ДП" проанализировал судебные определения Арбитражного суда СПб и Ленобласти и составил рейтинг юридических компаний, зарабатывающих на управлении банкротами.
За з года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрел, по подсчетам "ДП", 397 ходатайств о привлечении юристов в помощь арбитражным управляющим в делах о банкротстве. Всего в этот период в Петербурге и области было проведено около 5,4 тыс. банкротств. В большинстве случаев привлекались юристы-одиночки с оплатой труда 15-30 тыс. рублей в месяц. Но в ряде дел (их мы с 2011 года насчитали 40) управляющие привлекали юридические фирмы, и их услуги обошлись в более серьезные суммы: от 100150 тыс. до 500-800 тыс. рублей в месяц. Общий объем засветившихся в официальных документах суда средств за 3 года составил 250 млн рублей. На основании этих сведений "ДП" составил рейтинг петербургских юридических фирм, задействованных в банкротствах, ранжировав их по указанным в судебных актах доходам, и попросил участников рынка оценить его репрезентативность. По общему мнению, в материалах банкротных дел отражена лишь часть вращающихся на этом рынке средств. По оценке экспертов, она составляют 15-25% от реального объема рынка. Но в главном - определении лидера и его доли - наши данные совпали с оценками экспертов.
Первое место
Ежегодно по документам Арбитражного суда СПб и Ленобласти проходят выплаты юристам на общую сумму 50-100 млн рублей. Из них около 10% приходится на юридические компании из других регионов, работающие в Петербурге в связке с арбитражными управляющими, которых привлекли иногородние кредиторы. Их мы из рейтинга исключили, оставив лишь те фирмы, которые имеют в Петербурге хотя бы представительство. Также при подсчете не учитывались доходы петербургских компаний от работы в судах других регионов.
В результате был сформирован топ-20 фирм, у которых совокупный белый доход в рамках дел о банкротстве за 20112014 годы составил 85 млн рублей.
Возглавила рейтинг с гигантским отрывом адвокатская консалтинговая группа "Прайм Эдвайс", заработавшая, по данным суда, 42,5 млн рублей (почти 20% от всего рынка). Фирмы группы "Прайм Эдвайс" участвуют сразу в двух масштабных банкротных кампаниях, проходящих в Петербурге: банкротстве девелоперского холдинга "Строймонтаж" и промышленного холдинга "Севкабель". Выручка юристов по первому проекту, где они защищают интересы должника, Артура Кириленко, уже составила 13 млн рублей, по второму, где их интересантом является основной кредитор, банк "Санкт-Петербург", - 27 млн рублей. Еще 2,5 млн рублей принесло банкротство "дочки" издательства "АСТ" ООО "Пятый океан".
"Мы действительно лидеры в банкротном сегменте, и наша доля рынка составляет около 20%, - согласился управляющий партнер "Прайм Эдвайс" Денис Химиляйне. - Но есть одно но: у нас только за один 2013 год выручка по направлению "банкротство" составила 300 млн рублей". Всего, по оценке Дениса Химиляйне, петербургский рынок юридических услуг при банкротстве составляет около 1,5 млрд рублей в год.
Гонка за лидером
Такую разницу в цифрах юрист объясняет тем, что основной доход фирма получает не из конкурсной массы, а непосредственно от заказчика работ - за различные услуги. Так, со "Строймонтажом" "Прайм Эдвайс" начал работу задолго до банкротства: компания представляла интересы девелопера с самого начала кризиса, когда стала ясна перспектива дефолта.
Вторым в рейтинге стало ЗАО "Апелляционный центр", принадлежащее вице-президенту Балтийской коллегии адвокатов Дмитрию Рудакову. Эта компания засветилась всего в одной процедуре - банкротстве ОАО "Балтийский завод", где она с начала до сентября 2013 года представляла интересы поглотившей верфь Объединенной судостроительной корпорации и обеспечивала деятельность конкурсного управляющего Инны Чертковой. За это время, по документам суда, фирма заработала на проекте 7,2 млн рублей. Хотя и эта сумма может быть неполной, так как Инна Черткова управляла ОАО "БЗ" с осени 2012 года. Если весь этот период ей помогали те же юристы с теми же расценками, то их общий доход мог составить 16 млн рублей.
После кадровых перестановок в ОСК управляющим Балтзавода стал Виктор Костомаров, который расторг договор с "Апелляционным центром" и заключил его с юридической фирмой "Веритас". Эта фирма за 8 месяцев работы на Балтзаводе заработала 3,65 млн рублей, что обеспечило ей четвертое место в рейтинге. Впрочем, уже к началу лета "Веритас" наверняка войдет в тройку лидеров, так как за каждый месяц он получает от Балтзавода 800 тыс. рублей.
Третье место заняло ООО "Арбитражный центр", которое работало с управляющим Денисом Лебедем в банкротствах ООО "Фаэтон-Аэро" Сергея Снопка (в интересах пула банков) и ОАО "Заро". В "Фаэтоне" ее работа завершилась летом 2013 года, когда Денис Лебедь был отстранен от управления. В целом за свою работу фирма получила почти 4,5 млн рублей.
Замыкает пятерку лидеров юрфирма "Инмарин", заработавшая 3,2 млн рублей на банкротстве ЗАО СО "М-Индустрия". Правда, как говорит управляющий партнер "Инмарин" Кирилл Маслов, его фирма заработала еще столько же на банкротстве Выборгской судоходной компании Виталия Архангельского и девелоперского ЗАО "А. Д. Д.". Но в материалах дел этих сведений нет.
Две части айсберга
По оценкам участников рынка, состав лидеров рынка юридических услуг при банкротстве объемом около 1,5 млрд рублей выглядит несколько иначе. Половину (720 млн) делят между собой пять лидеров: "Прайм Эдвайс", ФУКАУ, "S&K Вертикаль", "Промконсалтинвест-СПб" и ЕПАМ. Все они предоставляют комплексный пакет банкротных услуг (включая оценку, организацию торгов, финансовый аудит и пр.), почти все имеют свои СРО арбитражных управляющих. "Больше половины денег на рынке крутится в 10% банкротных дел, и все они известны", - говорит управляющий партнер "S&K Вертикаль" Константин Крутильников. Еще около 500600 млн рублей поделили десятки более мелких игроков, которые работают на вторых ролях при крупных СРО арбитражных управляющих. Остальные деньги (200-300 млн) осваивают "карманные" юристы, работающие при конкретных управляющих. При этом даже лидеры рынка неофициально признают, что иногда под конкретный проект создают фирму, формально не связанную с головным брендом, либо вводят в дело своих юристов, не показываясь в качестве юрлица.
"Ваш рейтинг я бы назвал скорее рейтингом компаний, которые не гнушаются залезть в общий котел, отстаивая при этом интересы одного едока, - говорит руководитель одной из крупнейших юридических фирм города, пожелавший сохранить инкогнито. - Потому что привлекает юристов либо сам должник, либо контролирующий кредитор. И сливки с банкротства снимает заказчик, а гонорар по сути платят прочие кредиторы: ведь расходы на привлеченных юристов уменьшают конкурсную массу. Мы так никогда не делаем. Мы работаем только с самим заказчиком, и платит он нам сам".
По оценкам эксперта, компании, которые не прикасаются к конкурсной массе, в общей сложности зарабатывают в Петербурге на банкротствах 150-300 млн рублей в год. Что касается фирм, попавших в рейтинг, то многие из них оценивают свои доходы в среднем в разы, а иногда и на порядок выше, чем проходит по материалам дел.
***
Комментарии
Курица или яйцо
Алексей Тренклер, арбитражный управляющий СРО "Континент"
Кто в связке главный - юрфирма или арбитражный управляющий - вопрос сродни загадке про курицу и яйцо. При крупных компаниях, имеющих направление "банкротство", есть свои управляющие. А опытные управляющие имеют свои компании, которым доверяют, и попробуй им навязать другие. Но, когда банкротится большой бизнес, интересант-должник обычно работает с конкретной фирмой задолго до банкротства. И сама процедура - лишь этап большой стратегии. В этом случае гонорар компании, разумеется, в разы, а то и в десятки раз превышает засвеченную в деле сумму.
Иван Смирнов, управляющий партнер АБ ЕПАМ в Петербурге
Я могу оценивать лишь рынок крупных банкротств, где первичны юридические компании. Таких процессов в Петербурге одновременно идет не более десятка, и юристы в них зарабатывают по 300-350 млн рублей в год в напряженные периоды и 150-200 млн рублей в спокойные годы. Рынок управляющих, у которых при себе есть два-три юриста, абсолютно непрозрачен, и оценить его я не берусь. Можно подсчитать лишь приблизительно: на одной процедуре управляющий зарабатывает от 1,5 млн рублей, часть из которых отдает юристам.