26 – 27 октября 2017 года в Санкт-Петербурге во второй раз прошел Инвестиционный форум, посвященный инвестиционным перспективам региона. Управляющий партнер санкт-петербургского офиса Адвокатского бюро ЕПАМ Иван Смирнов, руководитель практики недвижимости, строительства и ГЧП в Санкт-Петербурге Ольга Мищенко, старшие юристы Алексей Карчемов и Олег Ушаков комментируют итоги мероприятия для приложения «Business Guide. Инвестиционный форум» газеты «Коммерсантъ».
Статья о крупных инвестиционных проектах и развитии городской инфраструктуры
По итогам первого полугодия 2017 года объем инвестиций в основной капитал организаций Санкт-Петербурга составил 249,8 млрд рублей. За последние пять лет этот показатель вырос на 25% в сопоставимых ценах. Приоритетными для привлечения инвестиций по-прежнему являются транспортно-логистическая отрасль, реальный сектор экономики (судостроительная, фармацевтическая сферы, обрабатывающая промышленность), оптовая и розничная торговля, а в перспективе — IT-кластер. […]
По мнению управляющего партнера петербургского офиса Адвокатского бюро ЕПАМ Ивана Смирнова, если такой инструмент заработает и специнвестконтракты примут массовый характер, то произойдет революция в области инвестирования не только в крупные, но и в мелкие проекты. "Это может стать серьезным инструментом для массового развития промышленных инвестиций в Петербурге", — уверен эксперт. […]
Также Иван Смирнов отметил, что одна из проблем, которую нужно решить Петербургу в ближайшее время, касается устранения административных барьеров. "Даже у крупных проектов, таких как ЗСД, возникают подобные проблемы. И здесь есть два пути. Можно идти по пути: закончился проект — идет разбор полетов, чтобы дальше не наступать на эти грабли. Либо выбирать путь, по которому движутся все регионы, — создание рейтинга субъектов федерации, где отражены успехи в достижении определенных показателей. Они очень серьезно привязаны к практическим вопросам и снятию административных барьеров", — прокомментировал Смирнов. Он добавил, что Петербург уже сделал рывок в этом направлении и сократил сроки реализации многих процедур. […]
С полным текстом публикации можно ознакомиться в статье «Глобальный подход» от 9 ноября 2017 года.
Статья о развитии направления ГЧП в социальной и культурной сферах
В последние годы власти Петербурга активизировали развитие направления государственно-частного партнерства в социальной и культурной сферах. Ряд проектов по каждой из них находится в стадии реализации и проработки, но эксперты видят основные перспективы именно в передаче инвесторам в концессию объектов культурного наследия. […]
В настоящее время активно обсуждается вопрос о возможности передачи в концессию объектов культурного наследия города, готовится соответствующий законопроект, отмечает руководитель практики недвижимости, строительства и ГЧП в Петербурге адвокатского бюро ЕПАМ Ольга Мищенко. Данное направление представляется весьма перспективным, поскольку позволяет решить одновременно задачи как по сохранению историко-архитектурного наследия, так и по формированию комфортной городской среды.
"На данный момент многие проекты, связанные с приспособлением объектов культурного наследия для современного использования, не пользуются популярностью у инвесторов, поскольку требуют существенных вложений в реконструкцию или реставрацию объекта и связаны с ограничениями по видоизменению объекта, в результате чего не способны генерировать доход, на который рассчитывает инвестор", — говорит госпожа Мищенко, называя в качестве примера сложности в реализации проекта по реконструкции Конюшенного ведомства. Использование концессионных механизмов позволит разделить риски и расходы по проекту между частной и публичной стороной, что позволит стимулировать интерес инвесторов и даст импульс новым проектам, считает эксперт. […]
С полным текстом публикации можно ознакомиться в статье «Партнерский подход» от 9 ноября 2017 года.
Статья о редевелопменте промышленных территорий Петербурга
Несколько лет назад одним из приоритетов развития Петербурга называлась ликвидация так называемого "серого" промышленного пояса города и вывод всех производств за его пределы. В последние годы ситуация изменилась: власти по-прежнему считают, что данным территориям необходима реконструкция, однако указывают на необходимость сохранения рабочих мест и модернизации производств, а эксперты называют одной из сложностей таких проектов земельные вопросы. […]
Реализация проектов в сфере редевелопмента, особенно если говорить о редевелопменте территорий, относящихся к "серому" поясу, связана с рядом дополнительных сложностей для инвестора. Одним из основных препятствий для развития "серого" пояса традиционно является наличие большого числа правообладателей в границах одной территории с противоположными интересами, говорит руководитель практики недвижимости, строительства и ГЧП в Петербурге Адвокатского бюро ЕПАМ Ольга Мищенко.
Определенные надежды по решению подобных проблем в настоящее время возлагаются на институт комплексного и устойчивого развития территорий (КУРТ), который появился в градостроительном законодательстве в этом году. "Именно КУРТ может стать действенным инструментом в борьбе с "серым" поясом, а также дать импульс в развитии иных депрессивных территорий, поскольку позволяет аккумулировать возможности нескольких правообладателей и публичного субъекта в рамках одного проекта по развитию уже застроенной территории", — отмечает эксперт. Кроме того, градостроительным законодательством в рамках данного института предусмотрен ряд революционных мер вплоть до возможности изъятия земельных участков и объектов недвижимости у частных собственников, которые не готовы развивать территории.
На основании ПЗЗ в Петербурге к зонам КУРТ сейчас отнесены, в частности, территория так называемого Французского ковша, территория завода "Красный треугольник", а также территория во Фрунзенском районе, ограниченная Боровой и Камчатской улицами и Лиговским проспектом. Госпожа Мищенко подчеркивает, что для полноценного редевелопмента ключевым фактором является активное участие в данном процессе городских властей, которые будут задавать вектор реализации отдельных проектов, а наиболее действенные инструменты по реализации КУРТ находятся именно в руках городских властей. […]
Среди возможных обременений в рамках проекта может быть необходимость сохранения объектов промышленной архитектуры, которые представляют историческую ценность и не могут быть снесены или существенно видоизменены в силу требований охранного законодательства, и это серьезно влияет на экономику проекта в целом, соглашается Ольга Мищенко. "В связи с этим немаловажной задачей является проработка на региональном уровне льгот, в частности налоговых и арендных, которые позволят сделать такие проекты более привлекательными с финансовой точки зрения", — считает она. […]
С полным текстом публикации можно ознакомиться в статье «Индустриальный» пояс вместо «серого» от 9 ноября 2017 года.
Статья о развитии системы транспорта и логистики в Санкт-Петербурге
Северная столица играет одну из главных ролей в транспортно-логистической системе не только Северо-Западного региона, но и всей России. Благодаря географическому положению через город проходят основные пути, связывающие нашу страну с западными рынками. Именно поэтому в Смольном отмечают, что основная задача при создании нового Генплана связана с формированием транспортной модели города, которая и в будущем должна решать проблему комфортного перемещения грузов и пассажиров. […]
Старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Алексей Карчемов выделяет неоспоримые преимущества применительно к морским перевозкам, касающиеся как портовой инфраструктуры Балтийского моря, так и выхода к Северному морскому пути. Использование этой судоходной линии значительно сокращает время транспортировки грузов из Китая в Россию (до 8-10 дней), снижая затраты клиентов и перевозчиков. Так, в начале сентября глубоководный терминал Бронка в Большом порту Санкт-Петербург впервые принял сухогруз китайской компании Сosco, мирового лидера в секторе навалочных и генеральных грузов. Судно "Лянь Хуа Сунн" (Lian Hua Song), обогнув Северную Европу, через Балтийское море впервые в рамках российско-китайского сотрудничества прошло транзитом по Северному морскому пути. До конца 2017 года суда Сosco совершат еще пять судозаходов в порт Бронка, используя для транзита Северный морской путь. […]
По мнению Алексея Карчемова, основным направлением для работы является выработка эффективных решений применительно к перераспределению грузопотоков. Данные решения уже реализуются на практике в рамках обработки специфичных грузов портами Ленобласти (Усть-Луга, Приморск, Высоцк). "Соответственно, первоочередной задачей является интенсификация развития инфраструктуры данных портов, а также примыкающих к ним транспортных узлов. Если речь идет непосредственно о Большом порте Санкт-Петербург, то, как видится, по причине имеющихся территориальных ограничений основные усилия должны быть направлены на качественное развитие и эффективное использование имеющейся инфраструктуры, в том числе аванпортов (внешних частей порта), в рамках модернизации и оптимизации технологических процессов", — прокомментировал господин Карчемов.
Чтобы перевозка грузов была более эффективной, нужно ускорить и упростить российские таможенные процедуры, в частности, на границе Северо-Запада с другими странами. Важно интегрироваться в европейские таможенные технологии, отмечают эксперты.
При этом Алексей Карчемов предпочитает говорить скорее о возможном эффективном сопряжении таможенных технологий Европы и России. "Это вполне осуществимо путем гармонизации применяемых процедур, продолжения адаптации в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) прогрессивной международной и европейской практики таможенного администрирования, перехода на электронный документооборот, а также развития сотрудничества между ЕАЭС и ЕС по таможенным вопросам", — отметил эксперт. […]
С полным текстом публикации можно ознакомиться в статье «Все дороги ведут в Петербург» от 9 ноября 2017 года.
Статья об особенностях петербургского банковского сектора
Небольшим региональным банкам становится все труднее конкурировать с федеральными гигантами, однако представители бизнеса считают, что и такие кредитные организации смогут развиваться, сохранив или заняв свою нишу. […]
Старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Олег Ушаков указывает на ряд различий между крупными (по размеру собственных средств — BG) и небольшими банками. Так, крупные банки могут хранить на депозитах пенсионные накопления НПФ и временно свободные средства государственных корпорации и государственных компании. Также крупные банки могут осуществлять банковское обслуживание компаний, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ и компаний, находящихся под их прямым или косвенным контролем. Аналогичные возможности в части банковского обслуживания есть у крупных банков и применительно к компаниям, участвующим в исполнении государственного оборонного заказа. […]
Кроме того, отмечает господин Ушаков, федеральный закон "О банках и банковской деятельности" разделяет лицензии банков на универсальную и базовую. Статьей 11.2 данного закона предусмотрено, что минимальный размер собственных средств (капитала) с 1 января 2018 года устанавливается в сумме 1 млрд рублей (с определенными исключениями для действующих банков. — BG) для банка с универсальной лицензией и 300 млн рублей для банка с базовой лицензией. […]
С полным текстом публикации можно ознакомиться в статье «Банки в поисках угла» от 9 ноября 2017 года.
9 ноября 2017
Итоги II Ежегодного инвестиционного форума в Санкт-Петербурге | комментарии юристов Бюро для приложения «Business Guide. Инвестиционный форум» газеты «Коммерсантъ»
Практики
КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ
Алексей Карчёмов
Санкт-Петербург