Долг перед Родиной
Большинство собственников зарубежной недвижимости не задумываются о том, что у них есть определенные обязательства перед налоговыми органами не только за рубежом, но и в России.
Между Россией и 74 государствами действуют соглашения о защите от двойного налогообложения. Что означает эта «большая политика» для рядового покупателя недвижимости за рубежом?
Большинство собственников зарубежной недвижимости не задумываются о том, что у них есть определенные обязательства перед налоговыми органами не только за рубежом, но и в России. Существуют специальные двусторонние договоры для предотвращения двойного налогообложения, но эти соглашения не предполагают, что информацию о собственности и доходах за рубежом можно просто скрывать от своего государства.
Эта тема с каждым годом становится все острее, поскольку во всем мире идет борьба с утаиванием доходов и «экспортом» налогов в более благоприятные юрисдикции. В этой борьбе все активнее участвует и Россия. Так есть ли у покупателей зарубежной недвижимости реальный повод беспокоиться о российских налогах? И зависит ли степень этого беспокойства от происхождения денег?
Заработал? Доложи!
Для начала имеет смысл определиться с сутью двойного налогообложения. У любого государства есть исключительное право собирать налоги с доходов, полученных на его территории. Но сами люди в сегодняшнем мире весьма мобильны и нередко получают часть доходов за рубежом. Получается, что человек должен уплатить налоги и за границей, поскольку доход получен в этой юрисдикции, и на родине – потому что обязан задекларировать все свои доходы независимо от их происхождения. «Гражданин России обязан декларировать в России не саму недвижимость, а полученные от нее доходы, которые облагаются российскими налогами», – поясняет основатель и партнер швейцарской компании Sander Estates SA Сергей Сандер.
Налоговые обязательства при этом зависят от ряда обстоятельств. Если доход получает компания – то идет ли речь о ее зарубежном представительстве; если частное лицо – каков его налоговый статус в данной стране. Помимо прочего, следует учитывать, есть ли у данного государства соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения.
Конечно, тема двойного налогообложения гораздо актуальнее не для владельцев зарубежной недвижимости, а для крупного российского бизнеса с зарубежной «пропиской». Но некоторые аспекты касаются и частных лиц. Ни для кого не секрет, что покупка зарубежной недвижимости – один из популярнейших методов вывоза из России «нетрудовых» доходов. Речь идет о колоссальных суммах, благодаря чему россияне уже стали ведущей силой на многих национальных рынках недвижимости.
Физики и юрики
В ряде стран недвижимость приходится оформлять на местную или международную компанию из-за особенностей национального законодательства. Вместе с этим у покупателя возникают новые налоговые обязательства, в частности необходимость платить НДС и налог на прибыль. «Обычно налоги, связанные с владением недвижимостью, – налог на имущество, на землю и т. п., едины для юридических и физических лиц. А вот налоги на доходы от использования недвижимости, например от сдачи в аренду, у «физиков» и юрлиц отличаются кардинально», – говорит Сергей Сандер. Причем владельцам компаний, созданным исключительно ради покупки недвижимости, далеко не всегда можно отделаться нулевой отчетностью. Даже в Хорватии в этом году были приняты поправки, запрещающие компаниям использовать недвижимость в бездоходном, а значит, безналоговом режиме.
Дублировать налог на имущество и местные налоги в России в любом случае не придется. Однако доходы от аренды или продажи зарубежной собственности необходимо задекларировать и в России. На практике большинство россиян просто утаивают доходы, которые приносит зарубежная недвижимость, – впрочем, вполне безнаказанно.
В ноябре на рассмотрение Госдумы были внесены поправки в закон о противодействии отмыванию нелегальных доходов. Если поправки будут одобрены, то под обязательный контроль попадут все операции с наличными средствами на сумму более 600 000 руб. (в том числе внесение наличными аванса при покупке недвижимости). Контроль над крупными безналичными транзакциями был введен еще в 2004 г. Идеология фискального законодательства в том, что можно свободно покупать недвижимость за границей, но с использованных на это средств должны быть уплачены все налоги в России.
Метод вычитания
В чем суть двусторонних соглашений? Как пояснил Сергей Сандер, в соответствии с большинством международных соглашений об избежании двойного налогообложения налоги на недвижимость платятся в той стране, где находится объект.
Тем не менее играют роль не только наличие и текст соглашения, но и правоприменительная практика обоих государств. Любые вопросы двойного налогообложения необходимо рассматривать не вообще, а относительно двух конкретных стран – и желательно участие специалиста.
Руководитель налоговой практики адвокатского бюро ЕПАМ Игорь Шиков рассказывает о том, как действуют эти соглашения: «Россия, как правило, применяет метод зачета. Это означает, что налоговый резидент РФ при расчете налога, подлежащего уплате с совокупного дохода (включающего в себя доходы из внешних источников), вправе вычесть из суммы налога, подлежащего уплате в РФ, налог, уплаченный в государстве, где находится объект недвижимости. Однако вычитаемая сумма не может превышать сумму исчисленного в России налога. Если уровень налогообложения в государстве источника ниже, то в РФ доплачивается разница до ставки, установленной в РФ, то есть до 13% для доходов физических лиц».
Казалось бы, снять с повестки дня российскую часть проблемы можно через покупку офшора. Но в этом случае нужно разработать в налоговую стратегию, ведь содержание такой фирмы тоже стоит немалых денег. Например, применительно к Англии об использовании офшорной схемы надо задумываться лишь покупателям объектов от 3 млн фунтов, считает управляющий директор компании LondonDom.com Егор Шишковский. «Есть две основные выгоды использования офшора, – говорит эксперт. – Во-первых, это защита от налога на наследство, который в Великобритании составляет 40%. Во-вторых, если офшорная компания использовалась только в качестве владельца одного объекта недвижимости и не вела никакой другой деятельности, то при перепродаже объекта можно передать покупателю акции компании, и ему не придется платить 4-5% гербового сбора. Суть не в благотворительности, а в том, что недвижимость продается дороже».
Новые кочевники
В последнее время ряд стран прилагают титанические усилия, чтобы перекрыть каналы сокрытия доходов. Среди последних значимых новостей – успешное «наступление» Германии на банки Лихтенштейна, а властей США – на швейцарский UBS. В этом же контексте можно рассматривать и обновленное налоговое соглашение России с Кипром, которое ожидает ратификации.
Однако путей легальной налоговой оптимизации с помощью зарубежных юрисдикций по-прежнему много.
«Что касается раскрытия информации, то пока ситуация осталось прежней: существует международная процедура обмена информацией, которая применяется в ходе уголовных дел, а также в соответствии с международными законами о борьбе с отмыванием средств и борьбой с терроризмом, – считает Сергей Сандер. – UBS тут ни при чем, там была иная ситуация беспрецедентного давления со стороны США, где у этого швейцарского банка сосредоточена треть, если не больше, бизнеса. Относительно России ситуация будет зависеть от того, насколько оперативно налоговые органы РФ смогут развить сотрудничество с налоговыми органами других стран. Пока мне верится с трудом, что это произойдет в ближайшем будущем. Могу предположить, что данный процесс будет саботироваться самими российскими чиновниками, которые сегодня тайно владеют большим количеством зарубежной недвижимости».
Отдельный сюжет в истории с налогами – когда человек меняет налоговую юрисдикцию или получает вторую (самый очевидный случай – оформление вида на жительство или гражданства другой страны). Так, некоторые обеспеченные пенсионеры из Европы и США переезжают в страны со щадящим налогообложением.
Европейским «налоговым раем» для состоятельных людей принято считать Монако, Швейцарию, Мальту, Андорру и, как ни странно, Великобританию (закрывая глаза на драконовский налог на наследство). Проблема лишь в том, что до получения гражданства в большинстве стран обладатель ВНЖ должен находиться в стране не менее 183 дней за год. Хотя и здесь есть нюансы: некоторые государства, например Сент-Киттс и Невис, таких требований не предъявляют.
Сергей Сандер обращает внимание: «Современного космополита очень сложно признать резидентом хоть какой-то страны. Большинство состоятельных людей находятся в постоянном движении – несколько домов, дач, поездки на отдых. Поэтому все чаще применяется подход, когда налоговая резиденция определяется на основании «центра жизненных интересов»: где находятся основной дом и активы, где учатся дети, где расположен бизнес и т. п. Именно данным подходом успешно и жестко пользуются власти Франции, Германии, Испании, Италии для налоговых претензий к состоятельным семьям, проживающим на их территории».
Хотите советов – их есть у меня
В свете всего сказанного возникают два немаловажных вопроса: какие последствия влечет сокрытие информации о зарубежных доходах и какова лучшая схема налоговой оптимизации?
К сожалению, ни один из опрошенных экспертов прямого ответа не дал. И причина ясна: подобное ноу-хау стоит денег. «Вопросы налогообложения на международном уровне, когда вовлечены несколько юрисдикций, относятся к области эксклюзивного знания, – говорит независимый консультант по управлению личным капиталом, полный действительный член The International Tax Planning Assosiation Татьяна Булах. – Бесплатных «советов юриста» по этой теме в журналах просто не бывает. Иногда попадаются отдельные рекламные публикации с обязательным примечанием в конце, что самостоятельное применение советов успеха не гарантирует, так как за пределами статьи остались многие моменты».
Однако краски сгущать не стоит: грамотный риелтор, по крайней мере, расскажет об основных этапах «большого пути» и о подводных камнях – от схемы перевода денег до уплаты налогов и продажи объекта. Тысячи россиян благополучно владеют недвижимостью за рубежом, и по каждой стране накоплен большой коллективный практический опыт.
Следует помнить, что налоговые вопросы должны все время оставаться в поле зрения как при купле-продаже недвижимости, так и при сдаче ее в аренду. По словам Сергея Сандера, «большинство наших соотечественников, владеющих недвижимостью за рубежом, ее не декларируют, пользуясь отсутствием механизмов обмена информацией между налоговыми службами». Но если недвижимость – лишь элемент в более сложной схеме налоговой оптимизации, то лучше поискать квалифицированных консультантов.
Петр Чернов