23 июня 2016
Институт госкорпораций не будет заменен публично-правовыми компаниями (ППК) | комментарии Дмитрия Степанова для «Коммерсантъ»

Компании некоммерческого будущего

Новый вид юрлиц, описанный Госдумой, не уничтожит госкорпорации

Институт госкорпораций не будет заменен публично-правовыми компаниями (ППК). Вчера Госдума приняла в финальном третьем чтении законопроект, регулирующий работу ППК,— речь в нем идет об их совместном существовании с госкорпорациями, хотя проект готовился для преобразования последних. Публично-правовые компании смогут использоваться для развития и модернизации отраслей и территорий, на их сделки не будут распространяться нормы Гражданского кодекса, описан в законе и прямой запрет на их банкротство. Юристы предупреждают, что самое важное — состав передаваемого ППК имущества и их наблюдательных советов — будет решаться позже.

Госдума вернулась к законопроекту Минэкономики о создании публично-правовых компаний, принятому в первом чтении еще в 2013 году. Понятие ППК, напомним, существует в Гражданском кодексе (ГК) — это один из видов юрлиц--некоммерческих организаций в одной группе с общественными и религиозными организациями, ТСЖ, АНО и казачьими обществами. Впрочем, больше о ППК, институте, наиболее широко работающем в Евросоюзе, в ГК ничего не сказано — новый закон как раз призван сформулировать задачи работы компаний публичного права, полномочия и прочие особенности работы таких юрлиц.

Ранее предполагалось, что в ППК будут преобразованы госкорпорации — инициативу избавить российское законодательство от этого вида юрлиц высказывал Дмитрий Медведев еще на посту президента (см. "Ъ" от 8 августа 2009 года и 10 июля 2015 года). Однако в принятой вчера редакции закон не распространяется на большую часть существующих корпораций — АСВ, ВЭБ, "Ростех", "Росатом" и "Роскосмос". Таким образом, в ППК могут быть преобразованы АО, полностью находящиеся в федеральной собственности, госкомпании и остальные госкорпорации ("Автодор", Фонд содействия реформе ЖКХ). По данным Kartoteka.ru, в федеральной собственности сейчас находится почти 1,5 тыс. АО, включая "Роснано", ОЭЗ, корпорацию поддержки малого и среднего предпринимательства.

ППК, согласно принятому закону, могут создаваться для проведения госполитики, управления госимуществом, развития и модернизации отраслей и территорий. Это очень неявное определение — в практике и ЕС, и стран СНГ, которые имеют в списке юрлиц аналогичные структуры (например, Казахстан и Грузия), ППК является юрлицо, осуществляющие деятельность ради поддерживаемых государством в публичном праве целей, которые в чем-то несовместимы с предпринимательскими.

В российской версии ППК необязательно госструктура. Имущество ППК будут получать взносом от РФ или от компании-правопредшественника, как добровольные взносы или доходы от своей деятельности, причем РФ не отвечает по обязательствам ППК (верно и обратное). Нормы ГК о юрлицах к таким компаниям могут применяться "постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом". В частности, ППК нельзя будет признавать банкротами. Создавать ППК сможет президент своим указом или Госдума, приняв федеральный закон. Закупки они будут проводить по правилам 223-ФЗ, как и госкомпании, Счетная палата сможет проверять работу ППК.

В Минэкономики "Ъ" сообщили, что действующие госкорпорации вообще не будут преобразовываться в ППК. "Более того, в Гражданском кодексе будет предусмотрена организационно-правовая форма — госкорпорация",— заявили в министерстве. Там отметили, что "после принятия специального закона у государства появится инструмент для создания организаций со специальной правоспособностью, но с унифицированным регулированием по вопросам совершения сделок, управления, аудита и реорганизации". Глава комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов объяснил создание ППК тем, что "интересы частного капитала объективно не могут полностью совпадать с интересами государства — например, при реализации инновационной и промышленной политики". В фонде ЖКХ "Ъ" сообщили, что не были в курсе подготовки проекта, представитель фонда сообщил, что вероятное изменение правовой формы не помешает выполнить его задачи.

Работа будущих ППК, описанных в законе в самой общей форме, будет зависеть от того, что напишут в законе или указе о ее создании, какое имущество передадут и кого назначат в набсовет, соглашаются юристы Дмитрий Степанов из Адвокатского бюро ЕПАМ и Евгений Жилин из ЮСТ. Вряд ли процесс создания таких компаний будет быстрым — скорее ППК могут быть востребованы в будущем с эволюцией российской политики. Так, июньский референдум в Швейцарии, одним из вопросов которого было внесение в конституцию страны гарантированного основного дохода (см. "Онлайн" от 4 июня), обсуждал перевод работы ряда швейцарских госмонополий (железных дорог SBB и телеком-оператора Swisscom) в форму, сходную с ППК ради ограничения их коммерческой активности,— такой сценарий возможен и для РФ.

Софья Окунь, Дмитрий Бутрин

КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ