Первыми начали
Страсбургский суд приступает к рассмотрению жалобы Грузии на действия российских военных в ходе югоосетинского конфликта. Главные аргументы Москвы: Грузия начала первой, а часть претензий касаются осетинских военных, за которых Москва не отвечает
Анастасия Корня, Полина Химшиашвили
Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ) 22 сентября проведет публичные слушания по иску Грузии к России. Объявление об этом появилось на сайте суда. Суд планирует рассмотреть вопрос о приемлемости жалобы, которую Грузия подала в связи с событиями в Южной Осетии, рассказал руководитель аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ Андрей Федоров.
Иск грузинского правительства против России был передан в ЕСПЧ в августе 2008 г. — сразу после вооруженного конфликта. Тбилиси обвиняет Москву в нарушении нескольких статей Европейской конвенции по правам человека, в том числе прав на жизнь, безопасность, уважение жилища и защиту собственности.
Пока решается исключительно вопрос о приемлемости жалобы, подчеркивает Федоров, не исключено, что окончательное решение будет отложено — суд может принять его одновременно с рассмотрением дела по существу. В меморандуме, который был направлен в суд, Россия настаивает на неприемлемости жалобы, говорит чиновник.
«Мы категорически не согласны с утверждением грузинской стороны о том, что Россия выступила агрессором в этом конфликте, — рассказывает Федоров. — Подтверждением тому служит заключение международной комиссии по расследованию причин конфликта в Южной Осетии, которая сделала вывод: именно Грузия начала военные действия. Также грузинская сторона возлагает на нас ответственность за действия осетинских вооруженных формирований, которые разрушали поселения этнических грузин. Мы же говорим о том, что Россия не создавала органов власти на территории Южной Осетии и никаким образом не контролировала вооруженные силы республики — мы защищали только своих граждан и миротворцев».
В практике ЕСПЧ уже были похожие дела, связанные с ответственностью государств за действия своих подчиненных в условиях военного конфликта, говорит Инна Смирнова из ЕПАМ. Например, 7 июля ЕСПЧ вынес решение по делу Ал-Скейни против Великобритании, которую обвиняли в случаях гибели мирных граждан во время операции в Ираке. Великобритания утверждала, что территория Ирака вне ее юрисдикции, но суд отклонил эти аргументы и указал, что государство отвечает за действия своих солдат вне зависимости от того, где они находятся.
Случай с конфликтом 2008 г. немного другой, поскольку российские войска выполняли миротворческую функцию и не контролировали решения, принимаемые местными властями, у России есть возможность найти убедительные юридические аргументы в свою пользу, считает юрист.
Каким бы ни был вердикт, особенность властей обеих стран такова, что одно и то же заключение каждая из них умеет трактовать как свой успех, как это было с докладом о причинах войны, составленным представителем ЕС Хайди Тальявини, уверен грузинский политолог Сосо Цискаришвили.