Тайне пришел конец
Сведения о своих резидентах страны смогут получить без запросов
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложила новые стандарты автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, CRS). Министры финансов и главы Центробанков стран "большой двадцатки" одобрили их на совещании G20 в Сиднее. Внедрить стандарты предлагается до конца 2015 года.
Согласно новым стандартам данные о зарубежных доходах своих резидентов налоговые органы будут получать в автоматическом режиме. Сейчас инспекторы вынуждены запрашивать эту информацию. В этом случае велик риск отказа в предоставлении нужных сведений. Автоматический режим не предполагает рассмотрения каждой заявки на получение сведений о конкретном резиденте. Налоговики смогут пользоваться открытой для них базой информации. "В каждом договаривающемся государстве будут формироваться базы данных, имеющих значение для налогообложения. Как правило, это сведения о доходах и их получателях - резидентах другого договаривающегося государства.
Информация будет автоматически загружаться в канал обмена с другим государством, без какой-либо предварительной "фильтрации". Обмен возможен только при соблюдении принципа взаимности. Если страна сама не соблюдает стандарт, она будет отключена от канала обмена", - говорит Игорь Шиков, руководитель налоговой практики АБ ЕПАМ.
Автоматический обмен информацией позволит быстрее отслеживать и разоблачать сложные трансграничные схемы уклонения от налогов. Уже сейчас российские налоговые органы имеют полноценные каналы информационного обмена с такими странами, как Кипр, Швейцария, Люксембург, Нидерланды. Речь идет о предоставлении сведений об операциях по счетам юридических, физических лиц и трастов с остатком свыше 250 тысяч долл. А также о введении для банков и других финансовых организаций обязанности выявлять фактических владельцев активов. Обмен будет охватывать информацию не только об инвестиционных доходах (процентах, дивидендах), но и о средствах на счетах, доходах от продажи финансовых активов. Инициатива ОЭСР предполагает раскрытие данных банками, депозитариями, брокерами, инвестиционными фондами и страховыми компаниями.
Очевидно, что внедрение стандарта потребует принятия новых договоренностей между государствами. "Между конкретными странами потребуется заключить двусторонние соглашения и внедрить соответствующие положения в национальное законодательство. Это окончательно положит конец банковской тайне", - говорит Шиков. Не исключено, что некоторые государства попробуют найти способы ограничить доступ к такой информации. Так как полный отказ от банковской тайны для ряда стран грозит большими потерями банковских клиентов и, как следствие, доходов государства. К примеру, Швейцария планирует внести изменения во внутреннее законодательство только в 2016 году. Банковская держава идет навстречу инициативам ОЭСР, но идти старается как можно медленнее.
На новый стандарт планируется перевести действующую сейчас систему двусторонних налоговых соглашений. Эксперты ОЭСР давно говорят о том, что она устарела и неповоротлива, а законодательные недоработки соглашений позволяют проводить сложные схемы размывания налоговой базы и вывода средств, при этом формально не нарушая закон. Автоматизированные системы выигрышны тем, что они позволяют быстро передавать информацию, оперировать большим массивом данных. В борьбе с незаконными трансграничными операциями эта система будет способствовать обнаружению схем, в которых используется не две, а целый ряд стран.
Новый стандарт во многом повторяет американский акт автоматического обмена данными о налогоплательщиках FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act). Разница лишь в том, что в качестве критерия принадлежности ОЭСР использует принцип резидентства, а не гражданства, поясняет глава налогового центра ОЭСР Паскаль Сен-Аман. Это означает, что нам для использования нового стандарта потребуется ускорить введение резидентства юридических лиц, сегодня этот термин применим в РФ только к физическим лицам.
По данным ОЭСР, готовы утвердить новый стандарт уже около 40 стран, в том числе офшоры и полуофшоры, такие как Люксембург, Лихтенштейн, острова Гернси и Джерси, Бермудские и Каймановы острова. "ОЭСР и Глобальный форум по вопросам прозрачности и обмена информацией ведут мониторинг юрисдикций на предмет практической имплементации процедур обмена. Страны, которые не соответствуют этим процедурам, заносятся в соответствующие списки. В отношении них вводится более жесткий контроль по банковским операциям, затруднено участие в программах финансирования бизнеса такими банками, как, к примеру, ЕБРР", - рассказал "РГБ" Рустам Вахитов, руководитель налоговой практики "Бейкер Тилли". Все это приводит к тому, что бизнес уходит из таких юрисдикций по причине слишком пристального контроля к операциям с компаниями сомнительной территории. Это заставляет офшоры "обеляться" и начинать работать по правилам развитых государств. "Отсутствие сбора информации о бенефициарах - один из пунктов мониторинга. Юрисдикции стимулируют таким образом начинать эту информацию собирать", - говорит Вахитов.
Ирина Голова