Цены на продукты в России останутся свободными
Государство не будет регулировать цены, даже на продукты первой необходимости. Правительство оставило за собой право вмешаться в процесс ценообразования только в случае форс-мажора.
Таковы положения новой версии проекта «Закона о торговле», который в понедельник одобрил президиум правительства. Теперь законопроект поступит на рассмотрение в Государственную думу.
Более ранние редакции законопроекта предполагали активное участие государства в регулировании цен. Рассматривались два основных варианта того, как правительство сможет устанавливать более «справедливые» цифры на ценниках.
Во-первых, мог быть составлен список самых необходимых для населения продуктов, потребительская цена для которых определялась бы правительством. Во-вторых, могла быть установлена определенная торговая надбавка на все продукты для розничных сетей. Причем последний вариант казался наиболее вероятным.
В конце прошлого месяца в рамках обсуждения «Закона о торговле» российский премьер Владимир Путин нанес неожиданный визит в один из московских магазинов «Перекресток» и с удивлением узнал, что приглянувшаяся ему охлажденная свинина, попадая на полки супермаркета, дорожает больше, чем в два раза, то есть наценка превышает 100%. Высокопоставленный покупатель поинтересовался: «Это нормально?»
В интервью Би-би-си исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский заметил, что не у всех продуктов одинаковая наценка.
Если сосиски «первой необходимости», из-за которых в магазин приходят 70% покупателей, дешевеют на 20% при попадании на полки магазинов, то у «премиальной колбасы» наценка может превышать 100%, а иногда и 200%. Поэтому если выбрать другую свинину, или довольствоваться самыми популярными сосисками, то можно остаться довольным наценкой.
Общий рост цен на продукты, как сказал Илья Белоновский, связан с ростом цен у поставщиков: «Чтобы цены не росли в торговых сетях на полках, нужно, чтобы они не росли в закупке, то есть в отпускных ценах у поставщиков. Мы всегда стараемся отсрочить какие-либо повышения цен, ведем переговоры с поставщиками. Поставщики нам говорят, что у них, конечно же, кризис, девальвация, импортные составляющие».
Однако у аграриев, которые при обсуждении закона предлагали ввести максимально возможный уровень наценки в 25%, совсем другой взгляд на ценообразование.
По словам директора по технологиям и развитию аграрных предприятий «Агросоюз» Александра Шинова, само по себе ограничение наценок не решит проблему: «Это нужно законодательно закрепить, что цепочка «производитель – продавец» должна быть прямая или с одним оптовым звеном, и везде наценка не должна превышать 15%. Тогда мы гарантировано будем иметь не выше 30% наценки на товар в магазине. А если просто сказать, что наценка не должна превышать 15% сеть тут же выстроит сеть из перекупщиков, своих же фирм, везде по 10-15% сделает наценку, и в итоге получатся те же деньги».
Однако несмотря на то, что новый вариант закона не предполагает госрегулирования цен и торговых надбавок, в тексте законопроекта есть несколько ссылок на возможный федеральный закон, который в будущем может дать право правительству устанавливать цены на продукты или на определенный набор продуктов питания.
Компромисс найден?
Кроме того, главой правительства было дано распоряжение продавцам и поставщикам в течение 10 дней урегулировать свои отношения. Это было достигнуто на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова.
Как сказал в интервью Би-би-си старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Игорь Серебряков, «закон именно призван систематизировать отношения между производителями продукции и ее продавцами. Изначально пытались установить торговую наценку не более чем 25%. Но, в результате, это положение не вошло в проект закона. Я не думаю, что это как-то повлияло бы на уровень цен. В любом случае, спрос рождает предложение».
Положение поставщиков, в случае принятия этого закона, несколько улучшится. Поскольку он запрещает торговым сетям брать с поставщиков какие-либо бонусы, кроме премии за приобретаемый объем товара. Ранее сети требовали деньги за «доступ на полки», продвижение товара и т.п. Теперь такие требования будут вне закона. Статья 15 запрещает навязывать как сетям, так и поставщикам условия «эксклюзивности».
Участники рынка вместе с представителями ФАС и Минпромторга разработали положения законопроекта, которые закрепляют правила заключения договора поставки.
Отныне, согласно статье 9 законопроекта, торговые сети должны будут размещать основные условия поставок товара публично - в Интернете, а при отсутствии сайта - предоставлять их поставщикам безвозмездно и «в разумные сроки». Кроме того, сетевые компании будут не вправе продавать товары по цене ниже, чем установлено в договоре, без согласия поставщика.
Также определены сроки оплаты поставок на разные виды продуктов, в зависимости от их срока годности. За быстропортящиеся продукты деньги должны быть возвращены через 10 дней, за продукты более длительного срока хранения - через 30 дней, за товары без срока хранения необходимо рассчитаться не позже, чем за 45 дней после поставки товара, а за алкоголь и табак - за 75 дней.
Таким образом, недовольство у производителей вызвал последний пункт, поскольку отсрочка по платежам за алкогольную и табачную продукцию раньше в среднем составляла 30 дней, а теперь, фактически, по мнению поставщиков, сетям будет предоставляться кредит на два с половиной месяца при покупке их продукции.
Сети должны выиграть еще и оттого, что была исключена идея установления порога, после превышения которого сеть признается доминирующей на рынке и должна была бы согласовывать открытие каждого нового магазина с антимонопольной службой. В ранних вариантах законопроекта этот порог определялся от 5% до 35% рынка.
Планируется, что закон, который разрабатывают уже на протяжении 5 лет, должен вступить в силу 1 января 2010 года.
Анна Рында
16 июля 2009
Игорь Серебряков рассказал BBC Russian, как закон систематизирует отношения между производителями продукции и продавцами