Суд сработал на износ
Высший арбитражный суд (ВАС) отказался от борьбы за изменение условий автострахования, которую сам же начал три года назад. Вчера президиум ВАС постановил, что сумма страхового возмещения за ущерб, причиненный автомобилю в ДТП, должна определяться с учетом износа машины. Три года назад президиум ВАС вынес противоположное решение, но, по мнению экспертов, позиции страховщиков, добившихся изменений в закон об ОСАГО, оказались сильнее позиции ВАС.
Вчера президиум ВАС согласился с тем, что сумма страхового возмещения за ущерб, причиненный автомобилю в ДТП, должна определяться с учетом износа машины. Такая практика была создана страховщиками с момента принятия 25 апреля 2002 года закона об ОСАГО. 7 мая 2003 года эти правила утвердило правительство. Но 20 февраля 2007 года президиум ВАС решил эти правила изменить. Президиум ВАС постановил взыскать с ООО «Национальная страховая группа — Росэнерго» (страховщика по ОСАГО) полную стоимость ремонта автомобиля, попавшего в аварию, без учета его износа. В марте 2007 года в интервью «Ъ» председатель ВАС Антон Иванов заявил, что страховое возмещение, выплачиваемое с учетом износа автомобиля, не соответствует «теории гражданского права и идее справедливости». Господин Иванов рассчитывал, что закон об ОСАГО будет изменен в том направлении, которое определил ВАС. Но страховщики прецедент ВАС не поддержали, и уже 1 декабря 2007 года в закон об ОСАГО были внесены изменения, легализовавшие страховое возмещение с учетом амортизации.
Не все суды, впрочем, стали толковать измененный закон об ОСАГО в пользу страховщиков. «Формулировка закона прямо не говорит о том, что страховое возмещение рассчитывается с учетом износа деталей. Это давало судам возможность давать разное толкование, в том числе в духе прежнего постановления президиума ВАС»,— говорит старший юрист адвокатского бюро ЕПАМ Игорь Серебряков. В законе сказано о расходах, «необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая». До президиума ВАС дошло дело, в котором арбитражные суды Уральского округа решили взыскать с челябинской страховой компании «Южурал-Аско» (страховщика по ОСАГО) 34,5 тыс. руб.— сумму страхового возмещения, которую Военно-страховая компания выплатила своему клиенту по каско без учета износа автомобиля. Авария произошла 12 июня 2008 года, уже после внесения изменений в закон об ОСАГО. Но суды в Уральском округе решили, что восстановление автомобиля «означает приведение его в рабочее состояние и расходы на восстановление подлежат возмещению в полном объеме». Дело было передано в президиум ВАС с целью формирования единообразной практики, и вчера президиум постановил, что с «Южурал-Аско» надо было взыскивать только 16,7 тыс. руб.— стоимость ремонта автомобиля с учетом его износа.
Это постановление президиума ВАС оказалось прямо противоположным постановлению от 20 февраля 2007 года, которым ВАС попытался повысить защиту автовладельцев. «Президиум ВАС, по сути, отменил свое прежнее постановление трехлетней давности. На стадии принятия изменений в закон об ОСАГО позиция страховщиков оказалась сильнее позиции ВАС»,— констатирует Игорь Серебряков. Президент адвокатской фирмы «Юстина» Виктор Буробин отмечает, что раньше ВАС придавал гораздо большее значение стабильности судебной практики. «Сейчас противоречивые правовые позиции ВАС встречаются чаще, хотя примеры очень резких изменений практики привести сложно»,— говорит эксперт.
Замглавы «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов считает позитивным завершение дискуссии об учете износа: «Позиция страховщиков была непробиваемой, мы всегда платили с учетом износа и доказывали в судах, что именно так надо читать закон». Кроме того, в конце января к закону об ОСАГО приняты новые поправки, которые уточняют порядок выплат по обязательным договорам страхования. Согласно новой редакции закона, предельный уровень износа не может превышать 80%, а темпы износа будут определять в порядке, установленном правительством. Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский считает, что эти поправки приняты под влиянием лоббистов страховщиков. Поправки, по словам господина Ольшанского, заставляют учитывать износ, то есть платить меньше: «За новый бампер, замененный после ДТП, страховщик заплатит как за старый». Игорь Иванов, впрочем, считает, что барьер износа, установленный на уровне 80%, позволит владельцам очень старого транспорта выигрывать в выплате.
Ольга Плешанова, Татьяна Гришина